ПУШКИНСКАЯ КАРТА

Slider

   

«Колобок» и «Репка» в исправительном учреждении

Оюн, Р. «Колобок» и «Репка» в исправительном учреждении / Радмила Оюн. _ Текст: непосредственный // Библиотека. – 2022. – №10. – С. 24-27.

Члены Тувинской библиотечной ассоциации вместе с представителями Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва разработали проект «Читает мама, читает папа». Данный проект стал победителем конкурса Фонда президентских грантов и является результатом многолетнего сотрудничества Национальной библиотеки имени А. С. Пушкина Республики Тыва с республиканским УФСИН.

Идея проекта возникла после литературного часа, посвящённого 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина, который библиотекари провели в одной из исправительных колоний. В ходе встречи участникам был задан вопрос: «Хотели бы вы познакомить с творчеством классика своих детей?» Практически все ответили положительно. Заместитель начальника исправительной колонии поделился с библиотекарями идеей – сделать видеозаписи чтения осуждёнными произведений русских и тувинских классиков, а затем снятые материалы передать их детям. Это и дало толчок к созданию проекта «Читает мама, читает папа».

Обязанности организатора взяла на себя Тувинская библиотечная ассоциация, а исполнителем выступила Национальная библиотека имени А. С. Пушкина при партнерском участии УФСИН России.

На первоначальном этапе была сформирована команда, в которую вошли: Радмила Оюн, педагог по технике выразительного чтения,  руководитель проекта; координатор со стороны УФСИН, заместитель начальника исправительной колонии Чингис Монгуш, психолог Надежда Айыыжы, социальный работник Юлия Бянкина, методист Айрана Ондар и оператор Ольга Ондар.

Сформированная команда  работала на протяжении года – с апреля 2020-го по апрель 2021 г.

На средства гранта было приобретено оборудование для видеосъемки и программы для обработки видеороликов. Кроме того оператор команды получила возможность пройти обучение в Новосибирске на курсах повышения квалификации по работе с современными технологиями звукозаписи и обработки звука.

Жалеющих принять участие в проекте было много, но в соответствии с условиями проекта число чтецов пришлось ограничить.

Социальный работник и психолог по определённой методике комплексного исследования личности (КИЛО) отобрали 25 осуждённых, не лишённых родительских прав: 21 женщину и четырёх мужчин из Колонии-поселения №3,  Лечебно-исправительной колонии №2, Исправительной колонии №1. Средний возраст участников проекта – 30-35 лет, причём почти половина из них относится к категории многодетных.

Методист, задействованный в проекте, изучил литературные предпочтения участников с помощью анкетирования и выявил: больше половины хотят читать детям сказки, 32%– рассказы и 10% –стихотворения. Почти половина родителей предпочли произведения на тувинском языке. На основе полученных данных был подобран список литературы.

Далее перешли к обучению основам декламации. И здесь коррективы внесла пандемия. Занятия стали проводиться в онлайн-режиме.

В ходе  занятий использовались специальные памятки «Правила чтения», «Выразительное чтение». В завершение – участники достигли заметных результатов в чтении.

В августе 2020 г. были организованы пробные чтения.

Значительную работу провела психолог проекта, так как немаловажно избавить чтецов от страха перед публичным выступлением. С этой целью специалист рассказала о методах коррекции скованности и волнения.

По окончанию подготовительных мероприятий перешли к основному этапу – процессу видеосъёмки.

Под руководством педагога по технике выразительного чтения и методиста участники декламировали на камеру русские народные и тувинские сказки на русском языке, а также сказки и стихи классиков.

После чтения каждый участник обращался к маленьким слушателям с напутствиями, с трогательными словами любви  и заботы. Для многих участников съёмки стали тяжелым испытанием, поскольку в ходе съёмок они вспоминали своих детей.  Библиотекари старались ободрить и поддержать участников.

Всего в ходе проекта было создано 26 записей: 21 – в режиме видео и пять – в формате аудио. Одна их участниц прочитала для своих детей два произведения.

Далее следовала важная и кропотливая работа оператора – монтаж отснятого материала. Использовался пакет специализированных программ AdobeCreativeCloud, который позволил заменить фон, устранить посторонние шумы, наложить дополнительные звуки, способствующие лучшему восприятию материала. По завершению работы все обработанные записи были сохранены на USB-накопители.

Все записанные итоговые видео- и аудиоролики были показаны участникам. После просмотра участники поделились с организаторами своими впечатлениями и поблагодарили авторов проекта за предоставленную возможность поддержать связь с самыми близкими и родными людьми.

В марте 2021 г. стартовал заключительный и, пожалуй, самый важный момент проекта – передача посылок юным адресатам. Команда организаторов проехала около 1500 км, посетила Эрзинский,  Кызылский, Дзун-Хемчикский, Улуг-Хемский  и другие районы, где проживают семьи участников проекта. Помимо флешек с записями сказок  организаторы передали детям книги и сладости.

Во время проекта организаторам удалось установить  доброжелательные и доверительные взаимоотношения с участниками. Было замечено, что в ходе работы осуждённые не только с любовью относились к детям, кому адресовали свои видео- и аудиорассказы, но и у них происходило переосмысление базовых ценностей, расстановка новых приоритетов, планирование дальнейшей жизни в кругу семьи.

При реализации проекта не всё шло гладко. Основные трудности связаны с эпидемией COVID-19. Но были найдены выходы из ситуации, альтернативные пути. В итоге проект оказался успешным, библиотекари на собственном опыте убедились, что практику семейного чтения реально внедрить в уголовно-исправительную систему.


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Войти с помощью

Наши проекты

Школа цифровой грамотности

 

 

Актуальные конкурсы

Наши партнеры

Slider