С 13 по 16 мая Государственная библиотека Кузбасса для детей и молодёжи совместно с Центром развития образования в сфере культуры и искусства Кузбасса провели курсы повышения квалификации «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей, подростков и молодёжи: роль библиотек». Не случайно большой интерес среди коллег вызвала тема «Сказка как инструмент для формирования нравственных ориентиров у детей и подростков». Ведь через нее довольно просто передаются основные моральные и этические нормы, характерные для того или иного народа. Именно она может наглядно показать, что такое мужество, упорный труд, преодоление всех препятствий, вера в победу, преданность и др. Причем это применительно как к пятилетнему крохе, так и к взрослому человеку.
Практический семинар был направлен, в первую очередь, на демонстрацию воспитательных и образовательных возможностей волшебных историй, притч и мифов в работе библиотечного специалиста. Участники вспомнили наиболее распространенные способы работы со сказкой. Во-первых, это обсуждение уже существующей сказки. Дискуссия разгорелась вокруг поучительной истории «Три горы». Во-вторых, самостоятельное написание сказки. С помощью нескольких метафорических карт каждая группа слушателей курса всего лишь за несколько минут придумала свою авторскую историю. В ней были разные варианты превращений, могущественные старцы, заколдованные животные, ларцы, волшебники и принцы.
Сюжеты у библиотечных историй получились очень извилистыми и непредсказуемыми. В-третьих, инсценировка или драматизация уже написанной авторской или народной сказки. Непрофессиональное театральное творчество библиотекарей поразило своей необычайной яркостью и талантливым перевоплощением. Им было предложено «проиграть» непростые жизненные ситуации из мифов и легенд народов мира – «Березовая девушка», «Как шакал волка обманул», «Аист-табиб», «Как научиться быть собой» и др. На собственном опыте слушатели курса поняли, как с помощью сказочного сюжета можно лучше узнать себя и других, раскрыть личные качества и даже новые таланты.
Также в программу семинара были включены различные приемы и упражнения, которые могут адаптировать и использовать в своей практике библиотекари, педагоги, организаторы культурно-досуговых мероприятий. На их основе можно разработать и собственные занятия, направленные на социокультурное развитие детей и подростков.