Стеблинская, Е. …И станет сказка былью / Елена Стеблинская. – Текст: непосредственный // Библиополе. – 2021. – № 8. – С. 74-77.
В Северном микрорайоне г. Канска, где находится Городская детская библиотека имени А. П. Гайдара, проживает много детей с ОВЗ, которым необходима поддержка. Как показывает практика, библиотечным специалистам по силам помочь ребёнку с ограниченными возможностями адаптироваться среди здоровых сверстников, создать для него инклюзивную среду.
Создание инклюзивной среды в Городской детской библиотеке имени А. П. Гайдара началось с разработки проекта «Сказка без границ», цель которого – через творчество в кукольном театре наладить взаимодействие детей, имеющих различные нарушения, с их здоровыми сверстниками, вовлечь и тех, и других, а также волонтёров в постановку спектаклей, изготовление декораций к ним; создать атмосферу сотворчества библиотекарей, родителей и детей.
Путь к реализации проекта начался еще в 2018г. с победы в грантовом конкурсе социальных проектов «Партнёрство». Закипела работа по созданию и наполнению программы, которая получилась очень насыщенной. Это цикл мероприятий, на которых детей ждала встреча со сказочницей и задорными клоунами, пригласившими детей в удивительное путешествие с ожившими куклами и чудесами. Затем последовала серия мастер-классов, среди которых пальчиковые игры, упражнения речевой гимнастики, необходимые для приобретения артистических навыков.
Перед тем как выбрать сказку, которая ляжет в основу спектакля, проходят громкие чтения с последующим обсуждением характеров героев. С детьми прорабатываются отдельные фрагменты прочитанного текста, ребята делятся историями, которые придумают сами.
После того, как определились со сказкой, по которой будут делать постановку, проходит окончательное распределение и утверждение ролей. Далее маленьким актёрам пришлось учиться слаженной работе за ширмой под музыкальное сопровождение. Каждый ребёнок освоил не только роль кукловода, но и прочувствовал характер своего героя.
Показом спектакля в библиотечных стенах начинающий кукольный театр не ограничился. Юные артисты «путешествовали» по дошкольным и общеобразовательным учреждениям. Этот этап проекта завершился театрализованным представлением «В гости к куклам», приуроченном к Декаде инвалидов, а также оформлением фотоальбома «Театр, где играем мы». Его получил каждый участник труппы.
Проект «Сказка без границ» – долгосрочный. После первой постановки сказки «Морозко» состоялись спектакли по ещё пяти произведениям: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Солдат и мать», «Три медведя», «Лесная история», «Огниво». В 2020-м году в связи с эпидемиологической обстановкой был организован показ кукольных постановок в формате онлайн в социальных сетях. В 2021-м спектакли, где актёры – дети с ОВЗ, «вернулись» в зрительный зал.
Помимо постановок, в рамках проекта «Сказка без границ» было закуплено более ста изданий. Среди людей с проблемами зрения популярны книги на различных носителях: «говорящие», электронные на CD-дисках и флеш-картах. Но для незрячих и слабовидящих детей дошкольного и младшего школьного возраста они, увы, малоэффективны. Для такой аудитории лучше всего подходят тактильные издания. Но в фондах библиотек такой литературы крайне мало, поскольку её массовое производство в России не налажено. Организаторы проекта «Сказка без границ» запустили в Городской детской библиотеке творческую лабораторию «Мои особые книги», цель которой – не только создание тактильных книг, но и организация инклюзивной среды посредством привлечения к изготовлению тактильных книг детей в возрасте 8-12 лет как с проблемами зрения, так и их здоровых сверстников. К воплощению замысла подключились волонтёры. Всего было создано три группы по десять человек.
После подготовительного этапа, когда были приобретены расходные материалы, перешли к основной части. Для участников мастерской провели различные мастер-классы: «Я вижу руками» (пальчиковые игры), занятия с кинетическим песком «Я творю» (для развития мелкой моторики). Для волонтёров было предусмотрено обучение «Тактильная страница». Это занятие помогло найти ответы на различные вопросы: «Что такое тактильная книга? Для чего она нужна? Как изготовить тактильную книгу? Какие требования к ней предъявляют?»
После обучающих семинаров определили, какая сказка ляжет в основу тактильной книги. Свои предложения участники высказывали в ходе громких читок. Каждая из трёх групп участников творческой мастерской выбрала произведение: это были сказки «Колобок», «Репка» и «Три медведя».
В ходе непосредственной работы над изданиями участники прорабатывали порядок размещения объектов на каждой странице, определялись с материалами, изготавливали выкройки и шаблоны, шили, делали героев «объёмными». Далее происходил поэтапный сбор листов, их украшение, добавление съёмных деталей, соединение страниц в соответствующем порядке.
Итог кропотливой работы мастерской – пополнение фонда библиотеки тремя яркими изданиями.