Мельникова, А. А. Закрытые «Открытые Мастерские», или Поиск новых форм работы на «удалёнке» / Анастасия Александровна Мельникова . – Текст : непосредственный // Библиотечное дело. – 2020. – №14.- С. 19-20.
В Санкт-Петербурге давно популярен проект «Открытые Мастерские», реализуемый библиотекой «Лиговская». Многие жители Санкт-Петербурга, прежде всего, знают его как образовательную площадку по прикладным видам искусств.
Период самоизоляции внёс в работу мастерских существенные коррективы. Так, в этот период деятельность «Открытых Мастерских» была перенесена в режим онлайн, точнее – в пространство социальных сетей, что позволило попробовать новые формы подачи контента и разработать новые направления и темы.
В самом начале работы в новом формате был прописан обновлённый контент-план, учитывающий все нюансы новой реальности. На начальных этапах актуальной стала рубрика «Знаменитые затворники». Она включала публикации, рассказывающие об известных деятелях искусства, которые по собственному желанию стали затворниками. Данные статьи были призваны, прежде всего, вдохновить тысячи «запертых» дома людей на творчество, и показать, что это период, когда большое количество времени можно посвятить искусству – созданию картин, сочинению рассказов или музыки, а может быть и открытию для себя какого-то нового вида искусства.
Значительным пластом в ведении социальных сетей стали традиционные заметки на тему искусства. Так, большим успехом пользовались публикации о препарированном фортепиано и об инсталляции с пингвинами в музее Арктики и Антарктики в 2006 году. Очень важным в подобных зарисовках является юмор, так как многим людям тяжело было длительное время находиться дома.
Привычные посетителям «Открытых Мастерских» мероприятия переместились в онлайн-формат и стали доступны пользователям в виде прямых трансляций. За период изоляции прошло несколько прямых эфиров мастер-классов, в частности по керамике и каллиграфии. Эти направления всегда были популярными для участников данного проекта, и их перенос в онлайн-формат не изменил ситуацию.
Кроме мастер-классов были проведены две лекции. Одна из них была представлена в записи, а вторая – в рамках прямого эфира на странице ВКонтакте.
В целом формат прямых трансляций проекта «Открытые Мастерские» оказался достаточно успешным: это позволило не отказываться от привычных форм подачи материала и, вместе с тем, выйти за пределы Петербурга, став доступнее для всех, так как трансляцию можно было смотреть в любой точке мира, где есть подключение к сети Интернет.
Важным достижением работы в период изоляции стала мастерская художественного перевода. Подготовка к ней началась в январе – анонсирование, приём заявок, отбор участников. Сами занятия проходили в формате zoom-конференций. Строились они по следующему принципу: всем участникам заранее рассылались переводы на ознакомление; на занятии автор представлял себя, текст оригинала и перевод (причины выбора текста, основные проблемы при работе с ним), затем все желающие по очереди высказывали свои соображения и спорили. По окончании обсуждения Валерий Аронович Дымшиц (ведущий курса) высказывал свои замечания и подводил итоги обсуждения.
Новый опыт работы «Открытых Мастерских» стал важным шагом в освоении новых форм подачи мероприятий. Многое из того, что использовалось как вынужденная мера в период запретов, станет основным инструментом в постсамоизоляционное время.