Мицуро, А. Узнать из тысячи похожих / Алла Мицуро. – текст: непосредственный // Библиополе. – 2024. - №1. – С. 17-22.
В 2000-е годы филиалы Центральной городской библиотеки г. Мурманска сменили названия и стали информационными интеллект-центрами. Это было сделано для того, чтобы библиотеки воспринимались пользователями как нечто бòльшее, чем просто хранилища книг. Но несмотря на все старания, в сознании мурманчан подразделения оставались разрозненными структурами. Поэтому к 80-летию Центральной городской библиотеки было принято решение о проведении ребрендинга для формирования единого образа организации и создания фирменного стиля.
К процессу ребрендинга было решено привлечь своих специалистов, вместо представителей сторонних организаций, которые зачастую не вникают в специфику организации. И несмотря на то, что поначалу задача казалась не решаемой, специалисты справились с ней на отлично.
Для создания фирменного стиля была создана рабочая группа, в которую вошли специалисты отдела развития и связей с общественностью, а также креативные специалисты из разных подразделений. На первом собрании, прошедшем в формате мозгового штурма, размышляли над общей концепцией, а такте приняли решение, как её визуально воплотить.
Команде хотелось отразить то, что отличает библиотеки: тёплую, уютную и душевную атмосферу, шаговую доступность подразделений, открытость сотрудников. Этот замысел был отражён в 12 вариантах логотипов. С помощью голосования среди коллег и пользователей библиотек разных возрастов выбрали один.
Для оформления дипломов, грамот, фирменной продукции, афиш предпочтение отдали тёмно-синему, бордовому и песочному цветам, схожими с теми, что встречаются в северной природе.
Следующая поставленная задача была сложнее – разработать фирменный стиль для каждого подразделения. По задумке нужно было создать бренд, который бы связал воедино все подразделения, но в то же время выделил каждое из них среди прочих. С этой целью была сформирована визуальная концепция логотипов. За основу каждого был взят общий элемент – диалоговое окно, в которое поместили уникальные изображения.
Трудности были связаны с визуализацией работы филиалов. Нейминг – важный этап работы над фирменным стилем. Уникальное имя читатели запомнят быстрее, чем просто номер. Главное – определиться, на что ориентироваться – на расположение или специализацию подразделения. Все эти вопросы решали на рабочей группе сообща, в результате – большинство филиалов обрели свои логотипы, у четырёх из них появились свои представительства в социальных сетях. Их фирменный стиль ещё формируется, однако промежуточные итоги рабочая группа уже может подвести.
Так, например, некоторые библиотеки получили название по расположению – Библиотека на Рябиновой улице, Библиотека на высоте. Есть библиотека, название которой определил маскот – Кешина библиотека. Большинство подразделений получили названия по профилю деятельности: Арт-библиотека, Библиотека-музей имени Н. Н. Блинова, Семейная библиотека, Библиотека комиксов, Игровая библиотека, Зелёная библиотека.
Процесс создания сетевого бренда Центральной городской библиотеки г. Мурманска пока еще не завершён. Продолжается проработка фирменных стилей интеллект-центров. На очереди ещё пять филиалов.
Когда завершится разработка брендирования всех подразделений, Центральная городская библиотека станет одним большим, позитивно окрашенным брендом, в котором отразятся уникальные направления деятельности каждого подразделения.