Оренбургова, Е. Творишь сам – поймешь автора / Екатерина Оренбургова. – Текст: непосредственный // Библиополе. – 2021. – №12. – С. 71-76.
Центральная детская библиотека г. Мурманска на протяжении многих лет активно сотрудничает с филиалом средней общеобразовательной школы №27, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья – в основном с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для детей проводятся внестационарные мероприятия различной направленности: патриотические, экологические, правовые. Пристальное внимание уделяется библиотекарями продвижению книги. Чтобы формировать у младших школьников интерес к литературе и развивать желание делиться своими впечатлениями, семь лет назад библиотекарями была создана программа занятий «ВнеКЛАССное чтение».
Программа составлена с учётом особенностей детей, обучающихся в филиале СОШ №27, и рассчитана на три года, а именно – на учеников 2-4-х классов. Ориентируясь на книжный фонд, сотрудники библиотеки совместно с педагогом остановились на небольших по объёму произведениях: стихах, рассказах, сказках, повестях – лучших образцах детской зарубежной и отечественной литературы – как классической, так и современной. Определённый ряд требований был и к полиграфическому оформлению отобранных изданий: для работы по программе использовались тонкие издания, небольшого формата, с цветными иллюстрациями и крупным шрифтом.
Программа занятий «ВнеКЛАССное чтение» состоит из нескольких блоков. Первый – «Занимательное стиховедение» – направлен на укрепление интереса детей к поэзии, развитие чувства ритма, стимулирование к творчеству и игре воображения. На занятиях детей знакомят с творчеством Валентина Берестова, Генриха Сапгира, Михаила Яснова и д.р.
Второй блок «Начитается рассказ», по задумке авторов программы, должен упрочить знания о жанровых особенностях этого рода повествования. В ходе занятий дети читают о природе, о животных, о своих сверстниках. В подборке представлены книги Евгения Чарушина, Веры Чаплиной, Георгия Скребицкого, Михаила Зощенко и др.
При знакомстве с третьим блоком «Жила-была сказка» дети младшего возраста изучают, в основном, авторские произведения: Шарля Перро, Бориса Заходера, Григория Остера, Андрея Усачёва. Учащиеся четвертого класса читают отрывки из сказочных повестей, таких как «Дядя Фёдор, пёс и кот» Эдуарда Успенского, «Пеппи Длинный чулок» Астрид Линдгрен, «Праздник непослушания» Сергея Михалкова.
Программа занятий дополнена подборкой литературному краеведению «В краю белого снега и белого дня».
Часть программы, посвящённая классике, остаётся неизменной, та же часть, что посвящена современным авторам – трансформируется, ведь в современной детской литературе постоянно появляются новые имена, заслуживающие внимания; издаются книги, о которых, по мнению создателей программы, нужно рассказать учащимся.
Занятия по программе проходят один раз в неделю на территории филиала СОШ №27 – в кабинете, оснащённом мультимедийным оборудованием. Количество учащихся, как правило, не превышает шести-восьми человек, что позволяет обеспечить книгой каждого. Библиотекарь приносит на урок издания и оставляет в классе. На их изучение дается неделя. Этого времени хватает всем, даже тем детям, кто читает по слогам.
Формы используются различные: декламации, беседы, обсуждения, инсценировки и др. Дети особенно любят задания «Доскажи словечко», «Поймай рифму», «Бюро находок». Каждая встреча сопровождается аудиовизуальными и мультимедийными материалами. Обязательно включается в канву занятия творческая часть. Некоторые творческие задания – индивидуальные, а другая – требует групповой работы.
В конце каждого года обучения для детей устраивается большой праздник «По страницам прочитанных книг». Сотрудники Центральной детской библиотеки пишут сценарий, включая в него игры и задания по изученным ранее произведениям.
Библиотекари отмечают, что программа успешно реализуется благодаря одинаковой заинтересованности и включенности в процесс как библиотечных специалистов, так и учителей.