Кочергина, А. А. Страсти про подкасты / Анна Александровна Кочергина. – Текст : непосредственный // Современная библиотека.- 2020.- №3.- С. 42-44.
Слово «подкаст» появилось в 2004 г. путем слияния слов «iPod» (портативный медиапроигрыватель от компании Apple) и «broadcasting» (повсеместное вещание). Подкасты публикуются в Интернете на определенных сайтах. Собственные подкаст-каналы есть у информационных агентств и некоторых СМИ. В последнее время преимущества этого канала информации оценили также музеи и библиотеки.
Что касается тематики, то в этом плане у каналов нет ограничений. Если говорить о библиотечных подкастинге, то он часто используется для информирования читателей о новых поступлениях, обзора новинок или периодики, анонсирования ближайших событий. Однако привязка к книжной или околокнижной тематике совсем не обязательна. Например, Российская государственная библиотека для молодежи запустила подкаст-канал «Аудитория», в котором ученые, писатели, журналисты говорят о культуре в самом широком смысле этого слова.
Собственный подкаст-канал появился и у Астраханской библиотеки для молодежи им. Б. Шаховского («Шаховки», как ее чаще называют читатели). Он посвящен истории, природе и культуре Астрахани.
«Шаховка» стала первой библиотекой города, освоившей этот способ общения с аудиторией. У их канала запоминающееся название – «Разбалуй-город», именно так в старину называли Астрахань.
За время действия подкаст-канала было рассказано о раскопках Самосдельского городища в дельте Волги, а еще об открытии в Астраханской области средневекового мегалитического сооружения (гигантского рукотворного изображения на земле), схожего с геоглифами.
Есть на канале и так называемые нарративные подкасты, в которых спикеры рассказывают истории, так или иначе связанные с регионом.
Данный формат выглядит обманчиво простым, но чтобы подкаст нашел свою аудиторию, интересного контента недостаточно, он должен быть еще и технически качественным. За каждым аудиофайлом стоит несколько часов кропотливой работы. Поэтому специалисты «Шаховки» советуют, что если есть возможность записывать подкасты в профессиональной студии, этим нужно воспользоваться.
В самой записи нет ничего сложного, но даже тут есть свои тонкости. Например, нужно постоянно следить за речью спикера. Непрерывно говорящий человек может ошибиться в ударении или выбрать неподходящую интонацию. В этом случае необходимо записывать фразу заново.
Самый трудный этап подготовки подкаста – постродакшн. Первым делом необходимо нарезать монолог: убрать большие паузы, грамотно расставить текст рассказчика. Затем следует обработка самого голоса: выравнивание записанной дорожки по громкости, устранение посторонних шумов, придание голосу насыщенности и четкости. После этих манипуляций к аудиофайлу добавляется ранее записанное интро (вступительная часть). И хотя качество подкаста напрямую зависит от речи спикера, вытянуть голос и придать ему интересное звучание тоже очень важно.
Подкаст «Шаховки» выходит каждую неделю по средам. И хотя темпы выхода подкаста ударные, а спикеров не так много, его создатели не боятся «исчерпать ресурсы». От преподавателей, сотрудников музеев, работников сферы туризма получено предварительное согласие на запись.
Проект интересен еще и тем, что его создатели стараются рассказать о том, чего нет в книгах по краеведению, причем из первых уст людей, имеющих прямое отношение к предмету беседы.
У каждого выпущенного подкаста больше 200 прослушиваний, что для нового проекта очень неплохо. Канал привлек внимание не только астраханцев, но и иногородних слушателей. Пиар-польза проекта хороша не только для библиотеки, но и для региона. В «Шаховку» приходят люди, узнавшие о ней именно через подкаст-канал. Ведь если библиотека так «трендово» представлена в Интернете, значит и в ней самой происходит что-то интересное.