Налейкин, В. Н. Снимаем бюджетное кино / Виктор Николаевич Налейкин. – Текст : непосредственный // Современная библиотека.- 2019.- №1.- С. 90-93.
В статье заведующего сектором информации Центральной городской библиотеки г. Петропавловска-Камчатского В.Н. Налейкина описывается технология создания бюджетного кино силами библиотеки.
Как отмечает автор, сегодня во многих библиотеках существуют любительские театральные студии, которые ставят спектакли, но демонстрировать один и тот же спектакль много раз на протяжении длительного времени невозможно – студия должна развиваться и заниматься новыми постановками.
Учреждения постоянно проводят тематические мероприятия, как на собственной территории, так и на выезде. Сделать их более яркими и интересными поможет удачно подобранный фильм собственного производства. А для лиц с ограниченными возможностями здоровья фильмы можно создавать с субтитрами и тифлокомментариями.
Любой фильм начинается со сценария, который базируется на литературном произведении, при выборе которого нужно ориентироваться на собственные возможности. Если в учреждении небольшой штат и нет возможности выделить специалиста, который занимался бы только производством видео, - не стоит браться за экранизацию объемных произведений. Лучше взять за основу небольшой рассказ.
Для качественного видео необязательна дорогостоящая техника. Вполне приличные камеры сегодня встроены в мобильные телефоны. На современный смартфон вполне возможно снять видео такого качества, что неискушенный зритель даже не заметит разницы. Более того, сегодня многие режиссеры целенаправленно снимают полнометражные кинокартины на встроенные в их аппараты камеры и принимают участие в фестивалях мобильного кино.
Чтобы избежать дрожания камеры, необходимо использовать штатив. Для этого вполне подойдет так называемый селфи-монопод со встроенной треногой и телескопической (выдвижной) штангой. Его можно купить в любом магазине связи в среднем за 2000-4000 рублей.
Для более серьезных задач, чем «интервью за столом», потребуется фотоштатив (его стоимость может варьироваться от 500 до 3000 рублей). Возможностей такого штатива хватит для неподвижного удержания телефона во время съемки на уровне глаз даже на неровном полу. Еще потребуется специальный переходник, с помощью которого можно закрепить коммуникатор на штативе. Цена на него начинается от 200 рублей.
Для съемки в движении есть два способа. Первый подойдет, если необходимо передвинуть камеру на пару метров в помещении с ровным полом. В таком случае к штативу просто необходимо прикрепить колесики.
Если же предстоит много перемещаться в помещении или снимать на улице, не обойтись без более основательной техники. Здесь следует обратить внимание на электронные стабилизаторы, которые позволят снять ровную картинку, парируя естественные колебания. Цена на этот прибор начинается от 8000 рублей.
Для хорошего звука потребуется настольный или петличный микрофон и специальный переходник – штекер микрофона сам по себе не будет отдавать звук в разъем для наушников в телефоне. Другой вариант записи – biuetooth-гарнитура в виде клипсы. Идеальным же вариантом является настоящий петличный микрофон.
Данного комплекта оборудования вполне достаточно для съемки качественного видео.
У большинства встроенных в телефон приложений есть один существенный недостаток – они автоматически стараются сделать картинку идеальной. Картинку, снятую в интервале несколько минут, уже очень сложно выровнять. Поэтому для съемки мобильного кино рекомендуется использовать специальные приложения, например, Cinema FV-5 для Android.
Самое главное при съемке мобильным телефоном - перевести его в режим полета.
Во время съемки нельзя допускать «обрезки» людей. Самого актера снимать нужно так, чтобы его голова не упиралась в обрез экрана. Снимая актера в полный рост нужно оставлять пространство между его ногами и нижним обрезом кадра.
Внимание при съемке нужно уделить и свету, если так не задумано по сюжету, тень не должна ложиться на актеров. Нельзя снимать против источника света. В помещении должен быть искусственный свет.
Для того, чтобы осветить актеров мягким светом, рекомендуется использовать софтбокс – специальный кожух на лампу с белым экраном, рассеивающем свет. Его можно приобрести или сделать своими руками.
Не стоит пробовать снять всю постановку в один дубль. Лучше разбить ее на отдельные сцены и реплики, снимать их отдельными фрагментами с нескольких ракурсов. Неудачный дубль тогда можно будет переснять, а видео получится более живым.
Отснятые фрагменты фильмом еще не являются. Их необходимо собрать в единую картину воспользовавшись специальным видеоредактором. Для начинающего видеомонтажера идеальным будет Movavi. Для более умелых и не боящихся трудностей - DaVinci от австралийской компании Black Magic. Для работы с субтитрами подойдет бесплатное приложение SubtitleEdut. Для интеграции субтитров в видео автор статьи рекомендует видеоредактор DaVinci.
Тифлокомментарий к видео записывается на диктофон, а интеграция его в фильм проводится в выбранном видеомонтажером видеоредакторе.