Коршуненко, Л. Смех и радость как лекарство / Людмила Коршуненко. – Текст: непосредственный // Библиополе. – 2022. – №1. – С. 68-70.
Библиотекари г. Новооскольска Белгородской области активно ведут работу с детьми с ментальными нарушениями. С размышлений о том, как важно через книгу и совместное творчество помочь юным посетителям библиотек раскрыть свой потенциал, преодолеть психологические проблемы, найти новых друзей и реализовать себя как личность, началась реализация муниципального проекта «Создание в библиотеках Новооскольского городского округа творческих мастерских «Особый формат». Главная цель проекта – познакомить детей с интересными произведениями и одновременно увлечь их декоративно-прикладным искусством.
В проекте участвуют шесть библиотек: Центральная детская и пять модельных публичных. Организаторы привлекли в проект те подразделения, где работают знающие специалисты, умеющие и желающие передать особенному ребёнку какой-либо навык. Исходя из их опыта и мастерства в сфере декоративно-прикладного творчества, была составлена программа занятий, предусматривающая одно мероприятие в неделю.
Мастерскую дети посещают вместе с родителями, а учеников общеобразовательной специальной школы-интерната сопровождают воспитатели. Каждую неделю на занятиях мастера применяют разнообразные художественные материалы и показывают, как работать в различных техниках (ниткография, аппликация, бумагопластика); прибегают к нетрадиционным приёмам рисования.
Встреча обычно начинается со знакомства с книгой, обсуждения сюжета, героев, и уже затем следует творческий процесс. Сначала библиотекарь-руководитель рассказывает о правилах безопасности, а потом переходит непосредственно к практической части. Далее участники с помощью определённого метода воплощают собственные идеи.
За время реализации проекта дети не просто познакомились друг с другом, но и сплотились. У них появилось ярко выраженное чувство эмпатии. Кроме того, опыт проведения мероприятий показал, что, самостоятельно создавая красивые вещи, наблюдая результат своей работы, юные мастера получают прилив энергии и сильные положительные эмоции. И самое главное – в них просыпаются творческие способности.
Проект показал, что для детей с ограниченными возможностями изготовление поделок является одновременно терапией и эффективным способом самовыражения, а потому работы юных участников проекта демонстрируются на выставках, которые в библиотеках – участницах проекта – проводятся регулярно. Понимание, что работы увидят другие люди, побуждает детей прикладывать максимум стараний, повышает самооценку.
Еще один положительный момент, который отмечают организаторы проекта – экспозиции работ детей вызывают большой интерес у посетителей библиотек и привлекает новых участников в творческие мастерские.