Девяткина, Т. Следуй указаниям оракула / Т. Девяткина // Библиополе.- 2018.- №11.- С. 58-61.
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Министерством образования и науки Мурманской области рекомендовано в рамках внеурочной деятельности ввести в начальной школе и в 5-6-х классах «Час чтения». Основная задача – повышение уровня читательской компетенции школьников.
Сотрудниками Мурманской областной детско-юношеской библиотеки с целью расширения интересов, повышения информационной и медиаграмотности путем формирования читательского кругозора, обогащения нравственного опыта детей посредством художественных текстов был разработан проект «Портфель читающего школьника».
«Портфель» рассчитан на пятиклассников. Разработчики остановились на этой возрастной группе не случайно. Из своей практики библиотекари знают, что в начальной школе интерес к чтению достаточно высок. С переходом на вторую ступень среднего образования он начинает падать. Материалы, включенные в состав «Портфеля», вполне могут быть интересны и шестиклассникам.
В основу заложен такой мощный ресурс, как детское творчество. При этом свои способности ребенок сможет проявить, не только рисуя, но и окунувшись в знакомую виртуальную среду. Все, что предложено ребенку, так или иначе связано с книгой и чтением и может стать хорошим поводом, чтобы захотеть читать. Задания основаны на добровольном желании ученика выполнять, а иногда и самому придумывать что-то интересное и необычное.
Важной составляющей комплекта являются рекомендательные списки художественной литературы. Их два: основной - «Десять книжек ля девчонок и мальчишек» и дополнительный - «Что еще почитать». Предпочтение в них отдано современной детской литературе. Свой выбор создатели мотивировали тем, что детям легче отождествлять себя со сверстниками-современниками, переживающими те же эмоции что и они. А также тем, что современную литературу мало знают не только ребята, но и взрослые. Родители готовы перенести свой читательский опыт, основанный на чтении детской классики, на своих детей. Педагоги, а иногда и библиотекари испытывают некоторую растерянность перед новыми именами.
При отборе писательских имен, включенных в списки, было учтено мнение специалистов в области детского чтения и рекомендательной библиографии.
Книги из основного списка аннотированы, их необязательно читать подряд в той последовательности, которая предлагается. Можно начать с любой понравившейся, но чтобы перейти к творческим заданиям, должна быть прочитана хотя бы одна книга из десяти. Именно по изданиям из основного списка подготовлена творческая тетрадь, в которой у школьника появится возможность выступить в роли шифровальщика, сделать «зарядку для ума», сочинить сказку и т.д.
Учитывая, что с тетрадью будут работать пятиклассники, разработчики ненавязчиво ввели в текст маленькие подсказки.
По ходу выполнения заданий ребята могут рисовать, писать тексты, а последняя страничка отведена для собственных придумок, которые они могут адресовать друзьям и близким.