Розова, Ю. Шифр Цезаря откроет секрет / Юлия Розова. – Текст: непосредственный // Библиополе. – 2022. – №2. – С. 20-27.
Команда библиотекарей филиала №24 Центральной городской библиотеки г. Мурманска реализует проект «Открывая Мурманск»: через призму творческих мероприятий (библиовелопробеги, квест-путешествия, экскурсии, краеведческие выставки) показывают историю города с разных ракурсов.
Библиовелопробег «Тур де Мурман» – синтез активного отдыха и познавательной беседы, нередко перетекающей в увлекательную дискуссию.
Маршрут библиовелопробега пролегает по самому молодому району города – Первомайскому. Расстояние, которое предстоит преодолеть участникам, – около 10 километров, а временные рамки в пути – около пяти часов. Однако участникам не обязательно проходить маршрут от старта до финиша. Для прослушивания информации и участия в обсуждении можно подключиться в любой точке маршрута. Периодически по маршруту делаются остановки. Во время отдыха библиотекари дают исторические справки о районе и его достопримечательностях, приводят необычные факты, связанные с близлежащими объектами. Как правило, участники велопробега делятся своими историями.
Следующая форма работы – квест. Его задача – обратить внимание участников на те места, которые обычно остаются вне поля зрения горожан. В их числе, например, бывшее оборотное кольцо (конечная станция) троллейбусного маршрута, замурованное окно на торце жилого дома, козырёк от телефонной будки, необычные граффити и многое другое. В маршрут, конечно же, включаются и классические достопримечательности, но задания квеста формулируются таким образом, чтобы участники взглянули на них по-новому.
Подготовка к игре начинается с детального изучения территории, где будут путешествовать игроки. Организаторы ищут необычные объекты, отмечают особенности, присущие той или иной местности.
Маршрутный лист включает пять заданий, каждое – определённой тематики: «Спортивный Мурман», «Памятные места», «Городской стиль», «Архитектура Мурманска», «Место встречи изменить нельзя».
Задания представлены в виде шифров, разгадав которые участники получают точный адрес, название объекта или территориальную отсылку. В заданиях квеста используются различные кодировки: «Шифр Цезаря», «Квадрат Полибия», «Шифр АТБАШ», шифр «Змейка», «Мобильный шифр» комбинированный шифр, «Книжный шифр».
Головоломки распределяются по маршрутным листам. При этом следует принять во внимание, что команды должны находиться в одинаковых условиях: общая протяжённость их путешествия в поисках точек не может сильно разниться, а уровень сложности заданий следует сбалансировать. Когда всё готово, маршрутные листы раскладываются по конвертам. Также туда помещаются текст приветственного слова участникам, ключ-квадрат для решения одного из заданий, карта района и пять шифров.
При завершении формирования команд на странице мероприятия в социальной сети размещается шифр-приветствие – демоверсия заданий квеста – и создаются альбомы с названиями команд согласно полученным заявкам для размещения фотоответов. Здесь же, на странице мероприятия, размещается вся информация о нём.
В каждой команде должно быть не менее трёх участников в возрасте от 18 лет.
В день проведения квеста команды собираются в библиотеке и выбирают конверт с заданиями, сообщают организаторам номер маршрута. Они рекомендуют решить задания в библиотеке для более результативного прохождения маршрута, но многие команды отправляются в путь сразу после получения маршрутных листов.
У команд есть пять часов для прохождения маршрута. По окончанию игры организаторы определяют победителей в разных номинациях в зависимости от выбранного участниками способа продвижения (пешком, велосипед, автомобиль).
Разработчики игры оставили игрокам соревновательный момент, чтобы было интересно проходить маршрут, но, прежде всего, квест позиционируется как возможность отлично провести время и увидеть город с неожиданной стороны.
Экскурсии обычно предполагают посещение достопримечательностей, осмотр монументов. Как правило, маршрут познавательных прогулок проходит по центральным улицам и знаковым местам, связанным с историей населённого пункта. При создании экскурсий в рамках проекта «Открывая Мурманск» библиотекари применили несколько иной подход: знакомили с городом изнутри, привлекли внимание к объектам, встречающимся по дороге каждый день, но при этом остающимся вне поля зрения, как и при проведении библиовелопробега и квест-путешествия.
Поскольку библиотека располагается на окраине города (в так называемом спальном районе), трудностей с построением нестандартного маршрута организаторы не испытывали.
Вошёл в проект «Открывая Мурманск» и цикл выставок под названием «Открывая мой Мурманск». Были использованы такие формы, как выставка-календарь, выставка-хронограф, выставка-гербарий, выставка-совет, выставка-коллаж. Все экспозиции стали дополнительным источником информации и вдохновения для проведения других мероприятий.
Проект «Открывая Мурманск», в основном, реализовывался на открытом пространстве, что сопряжено с достаточным количеством рисков. От организаторов требуется учитывать влияние погодных условий; перед мероприятием осматривать всё на предмет возможности прохождения всех заданий; обновлять тексты экскурсий и библиовелопробега (особенно актуально при смене сезонов); вносить коррективы в маршруты, особенно если поблизости появляются новые объекты; узнавать потребность в корректировке маршрутов в связи с возможными ремонтными работами.
В 2022 году в проект добавили две сезонные виртуальные прогулки по Мурманску. Формат не новый, но в планах – расширить границы: летняя экскурсия по паркам и скверам охватит весь город, а во время зимней организаторы хотят показать красоту Мурманска в период полярной ночи, когда город сияет праздничными огнями.