Дворецкая, М. А. Профориентация: от науки до практики / Марина Анатольевна Дворецкая, Полина Александровна Милина. – Текст: непосредственный // Современная библиотека. – 2023. – №7. – С. 74-77.
Опыт проведения профориентационных мероприятий был аккумулирован специалистами библиотеки им. Р. Солнцева филиала №19 Централизованной библиотечной системы для детей им. Н. Островского г. Красноярска в проект «Неделя информации», получивший поддержку грантового конкурса «Территория Красноярский край».
Проект предполагает проведение в течение недели комплекса профориентационных мероприятий: тестирование школьников на выявления особенностей психики и склонностей к тем или иным видам деятельности; встречи с представителями различных профессий; воркшопы, профориентационные игры, нетворкинг. Завершающим этапом проекта стал квиз с вопросами по современным профессиям.
Этот комплекс мероприятий получил название профориентационный практикум – практическое получение знаний и навыков о различных видах деятельности.
Задачи профессионального практикума: провести профориентационное тестирование старшеклассников; познакомить их с миром профессий «изнутри»; помочь выстроить профессиональную траекторию развития; показать, какие личностные качества необходимы для разных профессий; предоставить возможность завести полезные знакомства.
Профориентацтонный практикум начинается с основ: выявляются склонности подростка, его сильные и слабые стороны. Психологическое тестирование позволяет подростку лучше понять себя, определить, что он любит и что готов делать с удовольствием, а какие навыки ему нужно подтянуть. Затем проходят встречи со специалистами, где участники мероприятий знакомятся с путями становления профессионала, узнают, где можно научиться той или иной профессии. И, наконец, на практических семинарах они «пробуют» профессию «руками» (создают букеты как флористы, монтируют ролики как видеографы; готовят кофе на настоящем профессиональном оборудовании, пробуя себя в роли бариста и т.д.). В профориентационных играх ненавязчиво изучают теоретические основы мира профессий.
Аудиторией проекта стали старшеклассники школ микрорайона Солнечный, для которого такая профориентационная работа важна, поскольку это спальный район города Красноярска, где подростки, в основном, видят работников социальной сферы и сферы обслуживания, а представители других специальностей не так часто «мелькают» перед глазами старшеклассников, что не способствует полноценному формированию у них профессиональной картины мира.
Профессиональный практикум позволяет охватить большое количество старшеклассников при минимальных финансовых затратах, провести комплексную профориентационную работу с учётом личностных особенностей подростков, создать базу для успешного выбора ими профессии и реализации в ней.