Абрамова, Н. Приготовьтесь к приключению: урок в формате супермиссии / Наталья Абрамова. – Текст: непосредственный // Библиополе. – 2022. – №3. – С. 24-27.
Детские муниципальные библиотеки г. Арсеньева Приморского края осуществляют совместную работу со школьными педагогами, прежде всего – сотрудничают с городскими методическими объединениями учителей-предметников.
Например, с городским методическим объединением учителей истории Центральная детская библиотека взаимодействует уже 15 лет, а с объединением учителей русского языка целенаправленная работа ведётся пять лет.
Первостепенная задача вышеупомянутых профессиональных сообществ – методическая деятельность по определённым дисциплинам, которая включает информационное сопровождение в области самообразования педагогов, внедрение инновационных приёмов в обучение и воспитание учеников. К последнему направлению как раз и подключились библиотекари в качестве полноправных социальных партнеров.
Путём проб и ошибок библиотекари совместно с педагогами определили оптимальную форму совместной деятельности – литературно-историческую игру. Она может иметь самые разные виды, но так или иначе в её основе всегда лежат принципы научности, продуктивности и самообразования.
При организации литературно-исторической игры сначала сотрудники Центральной детской библиотеки разрабатывают положение, где фиксируются все нюансы. Обязательное условие любой игры (в том числе и в онлайн-формате): школьники должны самостоятельно изучить рекомендуемые информационные материалы, которые, как правило, демонстрируются на выставке в читальном зале (или в интернете). Экспозиция действует в течение 20-30 дней. Представленные на ней издания – серьёзные источники, но доступны для понимания подросткам. По ним библиотекари составляют вопросы и задания, что тоже обязательно оговаривается в положении. Таким образом, учащиеся сразу понимают: от того, насколько качественно они подготовятся, будет зависеть, сложится игра в их пользу или нет.
Поскольку у всех методобъединений обязательно есть свой чат в каком-либо мессенджере, то для оперативности донесения информации до педагогов достаточно связаться с руководителем группы, и, как правило, через несколько минут нужная информация размещается в сети. Таким образом, удобно корректировать какие-то моменты, связанные с подготовкой и проведением игры.
Тесная связь методических объединений учителей и детской библиотеки позволяет последней реализовать все свои задумки и планы, связанные с одаренными детьми.
Такой вектор деятельности актуален и для методических объединений. Библиотека оказывает услугу педагогам, создавая сценарий игры, участие в которой помогает талантливым ребятам раскрыть свой интеллектуально-творческий потенциал в конкретной области знаний, показать преподавателю свою заинтересованность его предметом и даже, возможно, выбрать будущую профессию. Представителям методического объединения такое взаимодействие выгодно: подобным образом для всех его участников решается вопрос об организации внеурочной работы. То есть профессиональные задачи выполняют и библиотекари, и педагоги.
Учителя довольно тесно взаимодействуют с командой или индивидуальным участником перед состязанием. При этом внутри методобъединения присутствует здоровая конкуренция, которая подстёгивает учителей и учеников к более глубокому освоению той или иной темы. Соответственно, свой вклад вносят не только педагоги, но и школьники, а потому на выходе поучается хорошее мероприятие.
Из всех проведенных мероприятий специалисты Центральной детской библиотеки особо выделяют ассамблею «В далёком веке девятнадцатом…», проведённую в 2019 г. совместно с городским методическим объединением учителей литературы. Игра предполагала хорошее знание произведенией «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Просто прочесть тексты было недостаточно, требовалось проявить аналитическое и ассоциативное мышление. Кроме тог, участники должны были иметь представление о литературном процессе XIX века – направлениях и течениях, а также временных периодах, когда те переживали расцвет. Без учителя самостоятельно подготовиться к такому мероприятию практически невозможно.
В феврале 2022 г. на сайте Центральной детской библиотеки была размещена веб-игра «Русь изначальная», подготовленная совместно с городским методическим объединением учителей начальной школы. Только за один день ресурс посетили 315 человек.
Таким образом, литературно-исторические игры – это не только массовое мероприятие, позволяющее позитивно представить библиотеку в педагогической среде, но и прекрасная возможность повышения основного показателя – посещаемости.
В конце каждой игры специалисты Центральной городской библиотеки обязательно выражают благодарность педагогам, чьи подопечные участвовали в мероприятии, отдельно отмечают руководителей городских методических объединений. В присутствии детей произносят тёплые слова педагогам, обращают внимание на их профессионализм. Словом, соблюдаются и правила делового этикета, и выражается признательность за многолетнее сотрудничество.