Лазеева, Л. Perpetuum mobile, или «Мобильный ПРАВОград» / Лариса Лазеева. – Текст: непосредственный // Библиотека. – 2022. - №4. – С. 67-72.
Главный библиотекарь отдела обслуживания подростков Тамбовской областной детской библиотеки Лариса Лазеева делится опытом работы правового просвещения детей и подростков.
Более пяти лет на базе Тамбовской областной детской библиотеки был реализован библиомарафон «Мобильный ПРАВОград», получивший грантовую поддержку. Длился он девять месяцев, маршрут проходил по двум районам области. В ходе работы было охвачено свыше 500 человек: школьники 7-9 классов, а также учителя и библиотекари Бондаревского и Петровского районов. Большинство мероприятий – всего их было 19 – состоялось в формате «эдьютеймент» (обучение через развлечение). Подросткам формат понравился, они получали удовольствие от игры и дружеского общения, а сложная информация хорошо усваивалась. Наблюдая реакцию детей и взрослых, разработчики марафона решили продолжить работу в направлении правового просвящения. Так появился клуб нового формата «Мобильный ПРАВОград», ставший своеобразной мобильной информационно-игровой зоной.
Поддержали создание клуба и учителя, наблюдавшие за школьниками в неформальной обстановке. Как показала практика, некоторые троечники неплохо разбираются в основах законодательства, а не слишком активные на уроках ученики умеют дискутировать и обладают неординарным мышлением. Ещё один плюс мобильной площадки – методическая помощь коллегам из районов, которые могли бы стать полноценными участниками марафона.
В общем, отличие данной модификации от традиционного объединения по интересам заключается в следующем: площадка задействует сразу несколько отделов библиотеки, но у неё есть мозговой (координирующий) центр. Охват аудитории шире: и по возрастным категориям, и по месту проживания, и по другим параметрам. Встречи можно и нужно организовывать в самых разных местах – там, где участникам удобно: в стенах библиотеки, на открытом воздухе, в больничных палатах, загородных лагерях, санаториях и социальных центрах, школах и, наконец, в виртуальном пространстве. Планирование работы проходит более тщательно, что позволяет подстраиваться под интересы и запросы аудитории и социальных партнёров. Естественно, что создаётся базовый проект, но в процессе реализации он дополняется и изменяется.
Важная часть – наполнение мобильной площадки: формы и методы проведения массовых программ и индивидуальной работы. Здесь используется не только подбор привычных и инновационных библиотечных форм, но и учитываются психологические моменты.
Так, цифровое поколение плохо переносит однообразие, у детей быстро теряется интерес к происходящему, рассеивается внимание. Решение проблемы – смена форматов и активное вовлечение в познавательный процесс. Интеллектуальные статичные конкурсы сменяются подвижными групповыми блоками. Данный подход максимально эффективен для программ с многочисленной аудиторией.
Очень хороши в работе с «цифровым» поколением подвижные игры с оттенком приключений – квесты, кэшинги. Они ненавязчиво помогают оторвать детей и подростков от гаджетов, а также формируют навыки работы в команде, стимулируют мозговую деятельность и физическую активность, заставляя не только размышлять, но и энергично двигаться.
Прекрасно подходят для современных подростков ситуационные игры, предполагающие решение смоделированных проблем. Не менее востребованы и понятны ролевые игры. Дети с удовольствием примеряют на себя роли юрисконсульта, следователя, кандидата в депутаты, свидетеля защиты и т.д.
«Цифровое» поколение обладает клиповым мышлением и лучше всего запоминает информацию в виде картинок. Эту психологическую особенность можно использовать при проведении массовых программ. В сценарий или дизайн выставки включать яркие элементы, иллюстрации, предметы, которые можно не только увидеть, но и потрогать. Помимо отдельных деталей ко многим мероприятиям готовится бутафорский набор, чтобы придать площадке особый колорит.
А больше всего современные подростки любят гаджеты и виртуальный мир. Во время мероприятий библиотекари показывают положительные примеры «умного» применения технологий. Например, с небольшой группой отправляются на «экскурсию» по порталам «Госуслуги» и «ВебЛандия». Во время таких «экскурсий» необходимо чётко разъяснить практическую пользу сайтов, поскольку современные подростки плохо понимают «бесполезную» с их точки зрения информацию. Ещё один способ – использовать какой-либо портал или сайт во время квеста или деловой игры в режиме онлайн.
А этот приём позволяет закрепить в памяти полученные сведения – это визуализация посредством сетевых сервисов. Например, в конце мероприятия участники, сделав выводы, подготовят рекомендации для сверстников или творческий продукт. Сделать их наглядными помогут бесплатные программы.
Очень популярны среди участников клуба занятия с практическими составляющими. Школьники посетили мини-лабораторию для юных криминалистов «След», где получили представление о непростой, но интересной специальности.
В связи с тем, что адаптированной литературы по праву для детей издаётся немного, и она малодоступна для библиотек в силу различных причин, в работе клуба активно используются сетевые ресурсы «Персональные данные. Дети», «Президент России гражданам школьного возраста», «Спас-Экстрим». Тесты и мини-игры, размещённые на этих сайтах, не только удобны в индивидуальной работе, но и прекрасно встраиваются в сценарии программ и игр, особенно командных.