Цухт, Н. Перебирая слова, словно драгоценные камни / Наталья Цухт. – Текст: непосредственный // Библиополе. – 2021. – №1. – С. 60-63.
Заведующая детской библиотекой №8 имени Н. Островского г. Каменска-Уральского Наталья Цухт делится опытом разработки квест-выставок.
Этапы создания квест-выставки те же, что и в традиционной выставочной работе: выбор темы, целевой аудитории, даты и сроков экспонирования; уточнение неизвестных или сомнительных элементов библиографического указателя, подбор литературы; утверждение заголовка, цитат, иллюстраций; составление предметной среды (определение маршрута, подготовка карты путешественника); оформление, размещение рекламы и анализ эффективности.
Специалисты детской библиотеки №8 имени Н. Островского разработали несколько маршрутов по сказам Бажова. Автор статьи отмечает, что бажовская тематика особенно любима в уральских библиотеках. Во-первых, творчество писателя находится на вершине пьедестала краеведческой литературы и, во-вторых, в произведениях Бажова поднимается большой фантазийный пласт, что привлекательно для современных детей.
К 140-летниму юбилею со дня рождения писателя было разработано две квест-выставки для младших школьников.
Разработка квест-выставки «Лукошко сказов Бажова» состоит из следующих шагов.
Шаг 1 – определение темы выставки: минералы Урала, легенды и мифы, диалектизмы в сказах П. П. Бажова.
Шаг 2 – подбор литературы.
Шаг 3 – продумывание идеи квеста.
По замыслу организаторов, пришедшим на книжную выставку предлагается «таинственный свиток», где прописаны задания, которые тематически разделены на три пути: «В поисках минералов», «По следам таинственных героев» и «Старинная уральская речь». Выбрав любой из них, участник начнёт свое «путешествие» и постепенно пройдёт все три «пути». Каждый путь содержит пять вопросов и кроссворд, в который участники вносят свои ответы.
Шаг 4 – составление вопросов к подобранной литературе. Все они состоят из фрагментов текста с пропущенным словом. В некоторых из них прописана конкретная книга с указанием страницы, где можно найти ответ.
Далее задания распечатываются на листе А4 (три пути). Оформляется наглядная карта путешественника – графическое изображение Свердловской области, на котором схематично обозначен маршрут; готовится обращение для участников с правилами игры.
Шаг 5. – подведение итогов. Библиотекарь анализирует представленный материал: степень сложности и вовлечённости участников, время прохождения игры и прочее. В среднем, проведение такого квеста из 15 вопросов занимает 30 минут.
Второй квест – «Сказы Бажова» – проводится по «Бажовской энциклопедии». Его методическая разработка включает: определение темы квест-выставки – «История, культура, мифология Урала» и её названия – «Сказы Бажова».
Затем продумывается идея. Согласно условиям, участникам требуется разгадать кроссворд. Для этого нужно решить задания из наглядного пособия – карточки с вопросами. Ответы на них фиксируются в головоломке. Когда все слова окажутся на своих местах, потребуется собрать буквы из черных клеток в название сказа П. П. Бажова.
Следующее действие – воплощение задуманного сценария квеста в жизнь. Изготавливается 10 карточек с заданиями размером 10х14 см. На каждой их них размещается цветная иллюстрация или обложка произведения. Внизу приводится вопрос, а также страница и столбец книги, где можно найти ответ. Задания желательно распечатать в цвете на картоне или плотной бумаге.
Затем составляется кроссворд (его нужно распечатать для каждого игрока), куда участники будут заносить свои ответы. Чёрным цветом отмечаются буквы, из которых состоит название загаданного сказа. Внизу листа приводится подсказка, например: «Это сказ про Васильевы ворота на крутой горе». Далее оформляется обращение к участнику квеста, в котором прописываются правила.
После квеста проводится анализ его эффективности. В частности, благодаря квест-выставке «Сказы Бажова» дети получили навыки использования энциклопедий для поиска нужной им информации.