Тропина, М. Г. На байкальском фестивале. От игры – к чтению: интерактивная познавательная игра для детей и подростков / Майя Геннадьевна Тропина. – Текст: непосредственный // Библиотечное дело. – 2021.– №1. – С. 41-43.
В данной статье главный библиограф Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева, делится опытом создания и применения краеведческой интерактивной напольной игры-ходилки (и её уменьшенной копии – настольной игры).
Данная игра – совместный труд разных специалистов. Общая концепция и вопросы игры-путешествия были разработаны Майей Тропиной, дизайн макета игры выполнила заведующий отделом обслуживания читателей 10-15 лет Валентина Богомолова, которая прошла обучение в рамках дополнительного образования по использованию графических программ AdobePhotoshop, CorelDROWX6 в библиотечной профессиональной деятельности. Идея напольного формата принадлежит директору некоммерческой организации «Ассоциация «Защитим Байкал вместе» Татьяне Бутаковой, которая выступила и спонсором проекта.
В комплект игры входят: игровое поле размером шесть на три метра с изображением карты-схемы озера Байкал и прилегающими к нему географическими зонами, по которым проложены маршруты передвижения игроков; сборник вопросов для игроков, позволяющий расширить знания детей и подростков о байкальской природе, привить бережное отношение к озеру Байкал, его флоре, фауне и уникальным природным объектам; правила игры с подробным описаниям её хода; сопутствующий материал для игры (наборы топографических знаков, фотографии природы Байкала, жетоны для жребия, два мягких кубика, медаль для основного победителя и медали-жетоны четырёх видов со званиями туриста).
В игре активно используются звуки природы и короткие видеосюжеты из жизни животного мира Прибайкалья. Игра применяется для подростковой аудитории не только в стенах библиотеки, но и на других площадках в районах области, куда осуществляются запланированные в течение года выезды.
Игра была продемонстрирована в ноябре 2018 г. на интерактивной сессии «Практика разработки региональных дидактических игр в экологическом образовании для устойчивого развития Байкальского региона» в рамках Байкальского международного салона образования. В эту игру успели сыграть школьники Москвы во время научно-популярного фестиваля «Байкал. Магия воды», который проходил в 2019 г. в павильоне «Москвариум» на ВДНХ.
Игра-ходилка интересна тем, что дети в процессе игры активно отвечают на вопросы, выполняют задания, которые развивают воображение, смекалку, способствуют проявлению актёрских способностей.
Игра «Увлекательная экспедиция вокруг Байкала» представляет собой мини-путешествие, где детям предстоит познакомиться с природой байкальского побережья и озером Байкал, а также за короткий промежуток времени прожить ситуации, в которые может попасть обычный турист. Опыт показал, что игра полезна для закрепления полученных в школе знаний по байкаловедению, биологи, географии, основам безопасности жизнедеятельности.
Участники играют одним или двумя кубиками. За правильный ответ игрок зарабатывает баллы. Цель – набрать наибольшее количество жетонов (баллов), которые в конце обмениваются на соответствующее количеству баллов звание туриста. Эти звания получают все игроки. А вот победителя в игре может и не быть. Медаль победителя получает лишь тот игрок, который набрал не только наибольшее количество жетонов (баллов) и заработал наивысшее звание туриста, но и сумел прийти к финишу первым.
Как создать свою игру-ходилку на базе библиотеки? Любая игра создаётся в несколько этапов. Первый – это появление идеи и выбор тематики. После этого формируется цель и задачи игры, прорабатывается её механика, т.е. устанавливается очерёдность ходов и перемещений по игровому полю, последовательность действий. На этом же этапе определяется возраст игроков (целевая аудитория), от выбора которой будет зависеть уровень сложности игры, а также продумывается примерное число игроков.
На первом этапе также определяется количество вопросов, заданий, игровое время, размеры игрового поля. И здесь же появляются примерные наброски игры.
В ходе второго этапа создаётся прототип игры на бумаге. На нём схематично изображаются ключевые моменты. Желательно делать это карандашом, чтобы было проще вносить правки, переносить отдельные элементы. На игровом поле прокладывается примерный маршрут, выбирается направление движения. Обдумываются сопутствующие материалы и другие атрибуты игры.
Третим этапом идет создание макета на основе бумажного прототипа. Готовый макет лучше сохранять в формате TIFF. На макет вносятся картинки-иллюстрации по теме игры, варианты маршрутов игры обозначаются разным цветом. Необходимые иллюстрации автор статьи советует брать на сайтах, где размещены бесплатные картинки, которые затем можно будет дорисовать и обработать в графическом редакторе.
Тестирование созданного прототипа проводится на четвертом этапе. Иногда игра проводится несколько раз. В качестве фишек вполне подходит подручный материал: пуговицы, камешки, а кубик можно временно позаимствовать из другой игры. На этом этапе уточняется количество игроков, а все возникшие замечания в обязательном порядке записываются.
В ходе реализации пятого этапа идет создание окончательной версии игры – макета игрового поля с учётом размера точек-остановок. Этот же макет подходит для печати настольной версии игры, но в уменьшенном масштабе. Здесь же окончательно дорабатывается полный список необходимых приложений к комплекту игры для дальнейшей его печати типографским способом.
На шестом, заключительном этапе, выбирается размер полотна игрового поля (напольный, настольный). На баннерной ткани типографским способом распечатывается макет игрового поля, карточки, фотографии, медали, жетоны; правила игры лучше сделать в виде буклета, а медали победителям – заламинировать. В типографии же можно заказать сопутствующий инвентарь, например, кубики.
Использование в библиотечной деятельности интерактивных игр наряду с традиционными методами работы библиотекаря развивает познавательный интерес подростков к истории, культуре и природе края, к чтению художественной и научно-популярной литературы. Подобные игры также закладывают основы экологической культуры, формируют художественно-эстетический вкус. Но самое главное – они способствуют приобщению детей и подростков к чтению краеведческой литературы.