Сегедина, Ю.К. Литература и графика / Юлия Константиновна Сегедина.- Текст : непосредственный // Современная библиотека.- 2019.- №8.- С. 11-15.
Сектор искусств Центральной городской библиотеки им. Мусы Джалиля совместно с Картинной галереей г. Набережные Челны реализуют арт-проект «Литература и графика». Проект стартовал в 2018 г. Его цель –формирование у подрастающего поколения интереса к бумажной книге, развитие навыков иллюстрирования произведений.
В проекте используются интегративные формы, объединяющие литературу с изобразительным искусством. Каждая встреча состоит из двух частей: теоретической и практической. Сначала идет беседа о книжной культуре, графической иллюстрации, соотношении текста и изображения в книге. Детей знакомят с творчеством писателя или поэта, празднующего юбилей в текущем году, демонстрируют иллюстрации к его произведениям. Затем дети сами создают иллюстрацию в какой-либо графической технике под руководством профессионального художника. Мероприятия всегда сопровождает выставка из фонда библиотеки.
Во время встречи активно используются викторины, презентация, музыкальные и видеофрагменты, иллюстративный материал, помогающие облегчить восприятие теоретической информации.
Традиционно занятие открывается обсуждением преимуществ электронных и бумажных книг. Подобные обсуждения всегда сопровождаются рассматриванием книжной выставки. Ведущий обращает внимание детей на художественный строй и книжную графику изданий.
В ходе анализа литературных произведений и иллюстраций к ним прозаические и поэтические тексты непременно звучат либо в исполнении профессиональных чтецов (аудио- или видеозаписи), либо в живом исполнении участников встречи. Подробно описывается процесс создания книжных иллюстраций в таких техниках, как линогравюра, литография, офорт.
Анализируя текст, дети должны выступать не только в качестве вдумчивых читателей, но и в роли художников, которым предстоит иллюстрировать данный текст.
Подводя итог теоретической части мероприятия, дети формулируют основные задачи, которые стоят перед иллюстратором: передать идею произведения, дух эпохи, психологию героев и отношение к ним автора.
Подавляющее большинство детей не владеют навыком рисования, но это не останавливает их в творческой деятельности. Школьники часто обращаются к абстракции, ассоциативному воображению, смешанной технике, передавая свое видение литературного текста с помощью образов, символов.
При необходимости участники встреч в практическом занятии используют печатный станок и работают в различных техниках: диапатия, монотопия, смешанной технике. В создании иллюстраций детям помогает сотрудник картинной галереи, профессиональный художник-график.
Самостоятельное создание иллюстраций к литературному произведению позволяет детям развить художественно-творческие способности и эстетическое восприятие.
На мероприятиях рассматриваются самые простые виды эстампа. В дальнейшем планируется проводить занятия с более сложными техниками и более подготовленной аудиторией.