Дабарская, Н. Кто хочет на сцену? / Наталья Дабарская. – Текст: непосредственный// Библиополе. – 2021. –№10. – С. 58-62.
В статье представлен опыт Центральной городской детской библиотеки имени С. Т. Аксакова (город Трехгорный Челябинской области) по созданию событий в учреждении в рамках коллективного творческого читательского дела, когда ребёнку показывают не готовый материал, а дают возможность проявить творческие способности и принять участие в организации мероприятия.
Библиотекари Центральной городской детской библиотеки имени С. Т. Аксакова разработали предельно понятный алгоритм: детей приглашают подготовить выступление, вместе подбирают произведение, музыку, договариваются о жанре, репетируют. Иными словами, создают номер художественной самодеятельности на заданную тему. При этом дети ограничены лишь собственной фантазией.
При реализации задуманного в рамках коллективного творческого читательского дела есть и определённые трудности, решение которых делает игру ещё занимательней. Первая заключается в том, что работа ведётся с неорганизованными детьми, а не с классами. Поэтому, когда библиотекарь предлагает ребёнку принять участие в творческом деле, он, как правило, не знает, насколько тот бегло читает, имеется ли у него хоть какой-то опыт публичных выступлений. Ведь свои замыслы (планы) реализуют дети, которые, возможно, просто зашли в библиотеку, а им предложили выступить на сцене. Вторая трудность как раз и заключается в том, что дав согласие, ребёнок может испугаться и передумать. Поэтому успех будущего мероприятия зависит от степени вовлечённости юного читателя в процесс сотрудничества с библиотекарем. Немаловажную роль играет и ограниченность во времени: отведено на подготовку всего четыре – пять дней, за которые детям не успеет надоесть их новое занятие.
Главным подводным камнем, на который следует обратить внимание взрослым, включённым в коллективное творческое читательское дело, – обязательно учитывать язык и стиль произведений прошлых столетий. Как бы ни хороши они были, современные дети их воспринимают с трудом, а потому подобные тексты для них малопривлекательны. И задача взрослых подать произведения так, чтобы не отпугнуть детей, объяснить значение слов, найти ассоциации и пр.
Очень важна работа библиотекаря. Он должен руководить процессом не только для того, чтобы получить результат, но и организовать деятельность так, чтобы начинающий актёр чувствовал свою значимость при постановке номера.
Специалисты библиотеки организуют события в формате коллективного творческого читательского дела в последнюю неделю сентября, в Аксаковские дни. Мероприятия посвящают жизни и творчеству писателя, чьё имя носит библиотека. Юным участникам библиотекари рекомендуют для прочтения на выбор короткие, но яркие прозаические фрагменты, басни и стихи автора. Если из предложенного участникам ничего не нравится, то начинается совместный поиск произведений. Первичная подборка, созданная библиотекарями централизованно, позволяет избежать повтора фрагментов в номерах.
Результат коллективного творческого читательского дела – красивое массовое мероприятие: литературная гостиная, постановка с художественным чтением и инсценировками, песнями, танцами и т.д.