Кликунов, В. Н. Космос ближе, чем кажется / Владислав Николаевич Кликунов. – Текст: непосредственный // Современная библиотека. – 2022. – №3. – С. 24-26.
С декабря 2020 г. на базе Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки работает планетарий «Просто космос».
В основе работы планетария – оказание платных услуг, организация показов и научно-познавательных программ. Регулярно проводятся бесплатные мероприятия для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, воспитанников школ-интернатов. При этом философия проекта связана с информационно-просветительской деятельностью и распространением научных знаний.
Планетарий – это небольшой зал площадью 65 м2 с отдельным входом. К услугам гостей – передвижной гардероб, диван, телевизор для вывода расписания и афиш, гигантский глобус-карта звёздного неба, интерьерные лайт-боксы с видами космоса и небольшая книжная экспозиция.
Главным экспонатом является полнокупольный мобильный планетарий диаметром 5 метров с 12 посадочными местами – удобными лежаками-креслами, размещёнными полукругом. Проектор позволяет демонстрировать научно-популярные документальные фильмы в формате Fulldome, подразумевающем размещение зрителя в центре событий путём «окружения» его изображением. Однако у системы полнокупольного кинотеатра есть свои недостатки.
Во-первых, существуют определённые трудности с поиском и подбором новых фильмов для коллекции: что-то уже устарело, что-то не переведено на русский язык. Так что составлять репертуар лучше на долгосрочную перспективу, заранее планируя все новинки и премьеры. Стоит отметить и то, что лицензии на показы фильмов оплачиваются отдельно, некоторые их виды могут действовать один год и стоят дешевле, или могут быть бессрочными, но стоимость, следовательно, существенно выше.
Во-вторых, большая часть существующих фильмов с точки зрения подачи материала ориентирована на аудиторию «12+», которую удивить становится все сложнее.
Поскольку подростки уже давно привыкли и к фильмам в формате «4D», и к спецэффектам в современных фильмах (а у некоторых дома есть современные игровые приставки и VR-шлемы), полнокупольное кино вряд ли кого удивит. Поэтому пробудить интерес к материалу может лишь грамотная подача и интересная драматургия фильма, включающая элементы интерактива, интриги, пафоса, юмора и т.д. К сожалению, в основной массе контента «12+» всего этого нет. Подобные фильмы перегружены информацией и зачастую изобилуют сложными формулировками и терминами, будто бы они создавались для научного сообщества. Конечно, и здесь бывают исключения, например, картины «Зрение» и «Майя», но в них практически не отражена космическая тематика.
Всё это усложняет выбор при формировании коллекции и подталкивает к смещению основной целевой аудитории со старших школьников на младших, потому что с детскими фильмами категории «6+» дела с подачей материала обстоят намного лучше. Однако такого контента гораздо меньше.
Да это и не выход из положения, поскольку библиотека не детская и всем категориям посетителей нужно предложить что-то интересное. Выход простой – организация сопроводительных мероприятий, грамотно дополняемых документальным кино на любой вкус, а также хорошей подборкой литературы. Библиотекари классифицируют такие программы как научно-познавательные и познавательно-развлекательные. Именно они становятся главными по привлечению аудиторию в планетарий.
Например, для взрослых от 40 лет – лекции на космическую тематику; для молодёжи 18-35 лет – «Космический джем» (импровизационное шоу, где каждый на время получает в своё распоряжение музыкальный инструмент и принимает участие в создании непрерывного потока музыки), тематические праздничные мероприятия. Младшим и старшим школьникам предлагают научно-развлекательные интерактивные шоу-программы с яркими экспериментами и юмористической подачей материала.
Такой формат деятельности позволяет работать с организованными группами и классами. Так, например, большую группу можно поделить пополам: одну команду отвести в отдельный зал для проведения научной программы, а вторую – смотреть кино, а по завершении сеанса – поменять местами. По такой схеме библиотекари проводят мероприятия для школьных лагерей и новогодние праздничные шоу-программы. О том, насколько интересно посетителям, свидетельствуют многочисленные положительные отзывы в социальной сети «ВКонтакте».
Для достижения хорошего результата необходима реклама. Посты о мероприятиях размещаются в социальных сетях. Библиотекари взяли за правило следующие установки: умеренный постинг (чтобы не раздражать подписчиков), оригинальный контент (это повышает ценность публикации для аудитории), юмористический уклон (в меру, чтобы не превращаться в паблик с мемами), мгновенные ответы на вопросы и частые конкурсы (викторины и обыкновенные «капустники» с лайками и репостами). В данный момент количество подписчиков неизменно растёт. С января по декабрь 2021 г. количество подписчиков увеличилось в шесть раз – с 500 до 3100. За год планетарий посетило более 9000 человек.