Мицуро, А. Как получить грант, или путь в тысячу ли начинается с первого шага / Алла Мицуро. – Текст: непосредственный // Независимый библиотечный адвокат. – 2023. – №1. – С. 20-28.
Заведующая отделом развития и связей с общественностью Центральной городской библиотеки г. Мурманска Алла Мицура в своей статье рассказывает о том, что такое грант, кто и как может принять участие в грантовых конкурсах.
Библиотеки России активно включились в грантовую деятельность, у кого-то это получается хорошо, а у кого-то – менее успешно. Для тех представителей библиотек, кто только хочет попробовать себя в написании гранта, эта статья будет полезна.
Во-первых, автор статьи сразу перечисляет варианты участия библиотеки в конкурсе грантов: как муниципальное учреждение культуры; как созданная при библиотеки НКО; как партнёр дружественной сторонней НКО. Или же возможно участвовать в конкурсе для физических лиц.
Автор даёт определение основных понятий и терминов, используемых в грантовой деятельности: заявка, заявители, фонд, учредитель фонда, фандрайзинг, некоммерческая организация, крайний срок подачи.
Объясняет, какие есть фонды, куда можно подать заявку на грант.
Алла Мицура отмечает, что неизвестность и риск получить отказ нередко пугают и демотивируют библиотеки, особенно небольшие. Однако если заниматься проектной деятельностью и вникать в тонкости написания грантов, то постепенно технология подачи грантов станет простой и понятной.
Грантовая и проектная деятельность неразрывно связаны, так как поддержку в конкурсах получают именно проекты. Автор выделяет десять требований к проекту. Он должен быть ясным, изложенным простым и понятным языком; полным (отображать все сферы и возможности реализации инициативы); целостным (каждая часть проекта должна соответствовать общему замыслу и предполагаемому результату) и ограниченным (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.); последовательным и логичным; профессиональным (демонстрирующим компетентность авторов, понимание ими проблемы и чётное видение методов осуществления инициативы); жизнеспособным, имеющим перспективы для развития в дальнейшем; обоснованным (должны присутствовать все теоретические, социологические и иные обоснования, например, выбора идеи, подхода к решению проблемы и т.д.); реалистичным, выполнимым в обозримом будущем; просчитанным (с представленными расчётами и сметой); эмоциональным.
Делать проект под конкретный грант не рекомендуется, так как опытный эксперт, проверяющий заявку, это, как правило, сразу замечает.
В идеале схема должна быть следующей: у вас есть конкретная целевая аудитория – это основа проекта; цель проекта – решить проблему целевой аудитории; грант – способ получить недостающие средства для решения обозначенной проблемы.
Для того, чтобы узнать, какая проблема существует у выбранной вами группы, нужно провести исследование. Это может быть опрос, интервьюирование, анкетирование, работа с фокус-группой или использование данных Росстата.
Далее следует определить, какие количественные и качественные результаты вы хотите получить при выполнении проекта. Если с количественными – всё понятно, то качественные результаты могут определяться путём опросов, изучением отзывов или измерением с помощью количественных показателей. Например, вы решили проблему для половины или более благополучателей.
Далее требуется описать уникальность, отличия от других похожих проектов.
Формируем команду. Она должна быть компетентной и профильной. Часто в заявке просят указать регалии и заслуги участников команды. Размещая информацию по каждому члену проекта, вы тем самым обосновываете его включение в команду.
Затем составляется календарный план мероприятий, в котором нужно отталкиваться от поставленных в проекте задач; в конце формируется бюджет – это смета + календарь. Здесь нужно указывать цены на товары и услуги не завышая, но и не занижая их, прикладывать ссылки. В этом же разделе указывается и софинансирование проекта со стороны вашей организацией, и вклад партнёров.
Как правило, софинансирование должно составлять не менее 30% и должно быть подтверждено
Нужно учитывать, что, несмотря на похожесть формы заявки, требования грантодателей отличаются. Перед заполнением необходимо ознакомиться с требованиями грантодателя.
Для осуществления грантовой деятельности необходимо сделать несколько шагов. Сначала найти источники информации о грантовых конкурсах. Например, можно обратиться к таким порталам, как «Культура. ГрантыРоссии»; Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства; сайты министерств культуры субъектов РФ; «Конкурсы. Гранты. Премии. Фестивали» и т.д.
Далее требуется определить грантодателей. Необходимо учесть следующие факторы: география (большинство фондов ограничивает финансирование в рамках одной страны, региона, области, района); тематика (благотворительные фонды финансируют проекты строго определённой тематики); тип поддержки (фонды обозначают, что они готовы финансировать в проекте: приобретение оборудования, поездки и т.д.); тип получателей грантов (как правило, различные источники финансирования и программы ограничивают тип получателей грантов).
Помимо рекомендаций и правил оформления заявки, автор представляет в статье и семь самых распространенных мифов, бытующих при написании грантов: фонд только и ждёт, чтобы озолотить меня; чем больше денег попрошу, тем больше дадут; получив грант от фонда, я обеспечиваю себе поддержку от него в будущем; деньги в кармане – я им хозяин и ни перед кем отчитываться не должен; солгав и представив свою организацию в более выгодном свете, чем есть на самом деле, я добьюсь успеха; свои задачи и действия я должен полностью подчинить интересам фонда; отказ – это катастрофа.
С примерами успешных проектов автор статьи рекомендует знакомиться на сайте Фонда президентских грантов.