Гизун, Е. Как круто выступить на «Дронте»! / Елена Гизун. – Текст: непосредственный // Библиотека. – 2023. – №5. – С. 58-62.
Литературный стендап как форму проведения мероприятий библиотекари Мурманской областной детско-юношеской библиотеки имени В. П. Махаева впервые опробовали в 2019 году. Идею заимствовали у организаторов проекта «Кот Бродского», который сначала базировался во Владивостоке, а затем переехал в Москву.
Поскольку существует несколько вариантов проведения и разное понимание сути подобного события в библиотеке, муромчане выбрали формат, максимально близкий к тому, который был изначально придуман Ольгой Аристовой – руководителем проекта «Кот Бродского». Подросткам выдаются книги (каждому– своя), они их читают, анализируют, готовят выступление, с которым и выходят на сцену. Эта несложная с виду работа требует серьёзной проработки как от участников, так и от организаторов.
Инициаторами литературного стендапа в Мурманской областной детско-юношеской библиотеке имени В. П. Махаева стали библиографы, они же и подбирали книги. Проект получил название «Говорящий Дронт». Сразу же сложилась и команда проекта. Первый опыт показал, что подростки готовы, хотят и могут в оригинальной форме высказывать свои мнения о книгах. Рассказывая о прочитанном, молодые люди обращаются к своему опыту, находят параллели с собственной жизнью. В ходе выступления публика много узнаёт о выступающем, а он сам, проговаривая тот или иной вопрос и с юмором описывая проблему, имеет шанс посмотреть на свою жизнь с другого ракурса.
Желающих принять участие в стендапе достаточно. Уже в первом сезоне, весной, вместо одной встречи пришлось проводить две – с разными участниками и книгами. Об этом настойчиво просили читатели.
Потом возникло желание сделать что-то необычное, что отличало бы новое событие от первого.Организаторы искали какую-то изюминку и их поиски увенчались успехом: нестандартным стало место проведения стендапа – подвал Мурманской ОДЮБ. Огромное помещение с трубами, бетонными стенами, железными дверями. Поскольку атмосфера диктовала условия, то говорить здесь о подростковых книгах было невозможно. Темой стендапа была выбрана литература в жанре постапокалипсиса. Соответственно родилось и название – «Дронт в бункере».
Подготовка ко второму мероприятиюбыла более серьёзной, так как появилось много нового в его структуре: трейлер, мастер-классы, индивидуальные консультации с опытным стендапером, полуфиналы, зрительское голосование.
В течение года было проведено три литературных стендапа. Команда организаторов поняла, что данный формат останется с ними надолго, а значит, чтобы избежать эмоционального выгорания и оставить силы на основную работу и другие проекты, было решено проводить стендап один раз в год.
В 2020 г. в период локдауна появилась идея провести стендап в формате онлайн, но отказались, так как стендап – это, прежде всего, сцена и, конечно же, зрители, непосредственный контакт, живое общение, а такая атмосфера в виртуальном режиме невозможна.
В 2021 году, как только позволила эпидемиологическая ситуация, началась подготовка очередного сезона стендапа. Прежде всего, организаторы решили продвигать подростковую литературу или сосредоточиться на тематических выпусках. Литературный стендап, посвященный определённой теме, значительно сужает количество достойных книг, которые можно представить на сцене, но способствует погружению организаторов и участников в особую атмосферу, сближает их друг с другом, делает событие зрелищнее. Поэтому и был выбран этот вариант.
Для посткарантинного выпуска определили жанр – антиутопия. Он популярен у подростков, а анализируя содержание, можно о многом порассуждать. Например, являются ли произведения в таком ключе «страшилками» для взрослых или же это глубокий и сложный жанр, отражающий какие-либо исторические реалии.
Чтобы убедиться в правильности выбранной темы, было проведено голосование среди подростков, где абсолютное большинство идею поддержало.
Работа над стендапом началась сразу по нескольким направлениям: разработка дизайна ивента, рекламная компания для привлечения новых участников и отбор книг для выступлений.
В концепцию дизайна было положено изображение антиутопического государства с тремя правителями (Всадниками) и народом в подчинении. Раздаточные и рекламные материалы выглядели как плакаты из книги Оруэлла.
Сцену оформили флагом с изображением Дронта и около него были размещены обожженные страницы как отсылка к ещё одной классической антиутопии. Трейлер сезона также создавался на основе выбранной концепции.
В социальных сетях библиотеки был выложен видеоролик и опубликовано Положение о проекте нового сезона, определены ключевые даты: регистрация участников; встречи, на которых будет происходить распределение книг; финал.
В продвижении и рекламе проекта были задействованы всевозможные социальные сети как Мурманской областной детско-юношеской библиотеки имени В. П. Махаева, так и дружественных библиотеке организаций, а также местное радио, транспорт, личные связи.
Как отмечают организаторы, массированная рекламная компания в подготовке стендапа, посвящённого жанру антиутопий, не понадобилась. Заявки пошли сразу после напоминания о мероприятии.
Пока участники ждали, какое им достанется произведение, организаторы активно читали антиутопии. Всего было рассмотрено около 60 позиций. Критерии отбора литературы – качество текста, его значимость, полученные премии, оценка критиков. Решено было отказаться от большинства бестселлеров похожих на «Дивергента», «Бегущего в лабиринте», «Дилириум» и пр., однако в перечень включили «Голодные игры» Сьюзан Коллинз. Среди организаторов этот роман не все считают удачным, однако это уже знаковая книга для данного жанра, и отобрать её для стендапа показалось организаторам правильным. И, конечно же, в список вошли классики жанра – Замятин, Оруэлл, Брэдбери. Иногда учитывались личные предпочтения библиотекарей. Таким образом, в список попали «Незнайка в Солнечном городе» Н. Носова и «Волна» Т. Штрассера. Поскольку стендап рассчитан на аудиторию 14+, организаторы не включали в список отобранных для участников книг произведения с возрастной маркировкой 18+.
На организационную встречу из 22 зарегистрировавшихся участников пришли 20. Если ранее тексты распределялись случайным выбором, то в этот раз устроители заранее «изучили» участников и каждому назначили определённую книгу. Впервые при распределении произведений была использована театрализация. Под саундтрек к фильму «Бегущий по лезвию 2049» вышли три Всадника Дронта. Они напомнили участникам основные правила, вызвали хи с коротким приветствием вручили каждому конверт с информацией о книге, которая ему досталась.Раздали и памятки «Как круто выступить на Дронте».
Текст для выступления написать не просто, для этого нужен глубокий анализ текста и умение чётко выразить свои мысли. Как показали прошлые сезоны, использование только юмористических фраз не делает выступление ярким и запоминающимся, необходима литературная обработка материала. Для многих это было сложно, поэтому пригласили всех на мастер-класс доцента, кандидата филологических наук М. В. Наумлюк. На практическом занятии разобрали такое понятие, как «анализ текста», а также обозначили шаги по его выполнению.
В процессе подготовки не все участники дошли до финала. Кто-то понял, что переоценил свои силы и сошёл с дистанции; кто-то заболел, у кого-то случились непредвиденные жизненные обстоятельства.
Перед финалом проводится предварительный прогон: проверяется техника, уточняется порядок номеров, обкатывается сценарий.
В Мурманской областной детско-юношеской библиотеки имени В. П. Махаева такие встречи всегда открытые, со зрителями, чтобы участники видели их реакцию. У подростковже есть возможность почувствовать сцену, окунуться в доброжелательную атмосферу и поддержать друг друга. Это значительно снижает волнение. Получая обратную связь, участники могут подкорректировать выступление.
В течение двух часов финала ребята рассказывают о своих впечатления от прочитанного, рассуждают о том мире, который описан в произведении, отвечают на вопросы зрителей и жюри. Победитель выбирается решением авторитетного жюри.
После финала работа команды продолжается:выкладываются пострелизы, поддерживается общение с участниками, в паблик в «ВКотнтакте» выкладываются фото- и видеоматериалы. И начинается планирование следующего сезона.