Голубева, Е. Интерактив с погружением в тему / Елена Голубева, Любовь Зайцева, Анастасия Беркутова. – Текст: непосредственный // Библиотека. – 2022. – №4. – С. 41-47.
Проект «Закрытая книга» – продукт совместной деятельности коллектива авторов, специалистов Ивановской областной библиотеки для детей и юношества. Он представляет собой цикл интерактивных занятий, дискуссий и обсуждений, проводимых на протяжении длительного времени с одной и той же аудиторией.
Библиотекарь в проекте выступает посредником между литературой и пользователем.
Идея проекта родилась давно, её подсказала А. Н. Верещагина (в то время – директор библиотеки), убедившая коллег в эффективности приобщения детей к чтению через постоянную работу с одной и той же аудиторией.
Основная цель проекта «Закрытая книга» – формирование читательской компетентности подростков и привлечение их к интеллектуальному досугу в библиотеке. Реализация задач происходит через стимулирование познавательной и творческой активности, создание позитивного образа книги, развитие сотрудничества с учреждениями образования, а также через пропаганду произведений современных авторов.
Выбирая литературу для проекта, авторский коллектив учитывает несколько факторов. Произведение должно быть ориентировано на конкретную группу детей (поскольку работа ведётся с одной и той же аудиторией, поэтому понять, что их увлекает, не требует больших усилий); раскрывать какую-либо проблему, чтобы кроме исследовательской функции были реализованы познавательная, регулятивная и ценностно-ориентационная; должно вписаться в канву интересного мероприятия, которое поможет лучше понять содержание произведения.
Работа по проекту была начата с пятиклассниками. Данная возрастная категория была выбрана потому, что у детей уже есть способность к анализу и выражению собственного мнения. Вместе с тем, они легко идут на контакт, поскольку авторитет взрослых у них ещё достаточно высок.
Встречи строятся по следующему принципу:
- первое занятие по книге – интерактив: игра с погружением в тему произведения; после этого участникам даётся один месяц на прочтение произведения;
- обсуждение (понравилось или не понравилось, заинтересовал ли сюжет и т.д.),
- испытание – интеллектуальное состязание на понимание содержания;
- предложение рекомендательного списка изданий по обсуждаемой теме (для тех, кто выразил заинтересованность).
Поскольку современные школьники в основном аудиовизуалы (они мало читают и пишут, но активно используют аудио- и видеоконтент), библиотекари предлагают детям книги в разных форматах, а не только на бумаге.
Работая с повестью М. Самарского «Радуга для друга», герои которой – слепой мальчик и его собака, библиотекари проводят интерактивное занятие, в ходе которого ученикам предоставляется возможность побывать в роли незрячего человека, чтобы лучше понять его чувства и ощущения.
В книге А. Жвалевского и Е. Пастернак «Я хочу в школу» речь идёт о необычном учебном заведении. И библиотекари предоставляют возможность детям провести в нём один день. Для них проводятся уроки литературы, математики, истории, информатики, на которых они узнают новое и интересное в необычном формате (такие если и бывают в обычной школе, то не каждый день).
С книгой Л. Никольской «Должна остаться живой» знакомство проводится в форме квеста, где дети, разбившись на команды и получив маршрутные листы с обозначением объектов, которые нужно найти, отвечают на вопросы и выполняют задания.
При работе с повестью Ю. Венедиктовой «Армас. Зона надежны», посвященной деятельности поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт», обязательно приглашают поисковиков из объединения.
Знакомство с книгой Артура Конан Дойла «Рассказы о Шерлоке Холмсе» проходит в форме детективной игры «Генезис».
Полный цикл включает 26 занятий. По желанию, каждую из книг можно разбирать с разной аудиторией. Выбор изданий, включаемых в проект, зависит как от особенностей работы и возможностей библиотекарей, так и от участников – конкретных подростков, их интересов и потребностей в настоящее время.
Еще один важный фактор, который во многом влияет на проведение мероприятий: взаимодействие с классным руководителем детей. Педагог при реализации этого проекта всегда важный помощник.
Программа проекта универсальна и может применяться в любой библиотеке региона. Отличительная особенность – включение в список используемых книг произведений местных авторов, что позволяет отразить краеведческий аспект. И, конечно ж, важна слаженная работа организаторов. Именно сплочённая команда позволяет воплотить задуманное и получить положительный отклик как от участников, так и от коллег.