Фатихова, М. Хочу сниматься и буду снимать! / Марина Фатихова. – Текст: непосредственный // Библиополе. – 2020. – №10. – С. 61–63.
Марина Фатихова, библиотекарь Белобезводненской библиотеки-филиала Зеленодольского района Республики Татарстан, имеет опыт работы на телевидении, который применяет и в своей сегодняшней деятельности. Марина изучает с детьми основы журналистики, операторского мастерства и видеомонтажа. Систематизировать занятия с юными журналистами получилось более двух лет назад, когда в Белобезводненской библиотеке был разработан и претворен в жизнь проект детской телестудии «ТВОЁ ТВ».
Марина Фатихова отмечает, что опыт организации такой студии вполне применим к любой библиотеке, главное – среди библиотекарей должны быть энтузиасты и новаторы.
При создании телестудии организаторам обязательно нужно учитывать следующий важный момент: дети не любят много писать, они хотят снимать и работать в кадре.
В начальный период деятельности телестудии не следует делать упор на «библиотечные» или «книжные» темы. Начинать нужно с того, о чём ребенку будет проще всего рассказать. Так, первые сюжеты детской телестудии «ТВОЁ ТВ» посвящены Дню знаний, школьному футбольному матчу, выставке детского творчества, а первой командировкой будущих журналистов стала поездка в соседнее село, в приют для бездомных животных.
Для создания детской телестудии не требуется дорогостоящего оборудования. Во многих семьях есть фотоаппараты, а дети часто являются владельцами смартфонов, на которых зачастую неплохие камеры. Библиотекарь, курирующий создание студии, без труда найдет в интернете массу советов по написанию текстов, по последовательности работы над репортажем или тематическим сюжетом; несложные приёмы по композиции кадра и видеомонтажу.
Многие школьники уже имеют навыки по видеомонтажу и даже могут поделиться с библиотекарем знаниями, как «резать» и «склеивать» кадры, накладывать музыку. Подростки прекрасно ориентируются в Интернете и без труда могут скачать нужные программы, плагины (программные модули к базовому функционалу) и футажи (фрагменты длительностью до одной минуты или отдельные кадры; можно найти в видеостоках). Если библиотека, в которой планируется открыть или же уже открылась детская телестудия, находится в городе, то всегда можно попросить совета и консультации у работников местного телевидения.
Члены телестудии «ТВОЁ ТВ» постепенно определились с тем, что их привлекает: у одних появился интерес к журналистике – они начали писать красиво и убедительно; другие делали отличные кадры; третьи готовы были часами сидеть за экраном компьютера, по многу раз просматривая отснятый материал, выбирая удачные моменты, монтируя звук и пробуя новые эффекты. Примерно через полгода работы телестудии обязанности между участниками были распределены окончательно, поэтому появились группы журналистов, операторов и монтажёров. Но на двадцатиминутном теоретическом занятии, которым предваряется любой урок, все равны. Каждый участник делает упражнения для голоса, артикуляционную гимнастику; предлагает инфоповоды; отслеживает последовательность и логику в сценарии; выполняет задания по построению кадра; работает в качестве диктора перед камерой и встаёт на место оператора.
Постепенно члены телестудии начинают выбирать всё более серьёзные темы для своих работ. Например, один из начинающих юных репортеров провёл журналистское расследование на тему «Вред и польза компьютерных игр». Он брал интервью у сверстников, педагогов, родителей, выясняя, что хорошего и плохого в этом развлечении. Взрослые респонденты ответили, что при разумном подходе игры развивают мелкую моторику и быстроту реакции.
Победа Белобезводненской сельской библиотеки в конкурсе национального проекта «Культура» (библиотека получили статус модельной) позволила повысить степень её оснащённости: закупить компьютеры, ноутбуки, фотоаппараты, микрофоны, штативы. Благодаря этому появилась возможность пригласить новых участников в студию.
По просьбе родителей библиотекари набрали группу четвероклассников. Однако выходить с отрядом младших школьников на мероприятия за пределы библиотеки сложно, поэтому главным объектом их съёмок стало учреждение, его посетители и книги. Так появился проект «БИБЛ» - БИблиоБЛогер. В этом проекте дети получают те же навыки, что и на занятиях по журналистике, видеосъёмке и монтажу.