Никитина, Л. В. Библиотека как инструмент формирования у современной молодежи интереса к науке / Лилия Викторовна Никитина. / Текст: непосредственный // Молодые в библиотечном деле. – 2021. – № 4-5. – С. 60-69.
IQ Лаборатория Красноярской краевой молодежной библиотеки осуществляет деятельность по трём направлениям: информационные технологии, безопасный и позитивный интернет, наука. В основном работа отдела состоит в популяризации знаний о мировых научных достижениях. Фонд отдела представлен не только электронными ресурсами, но и книгами по естественным наукам, технической литературой. Также отдел располагает прекрасной подборкой научно-популярных журналов самой разной тематики.
К большому сожалению, сегодня даже читающая молодежь часто обходит стороной научно-популярные книги. Зачастую это обусловлено отсутствием привычных для художественной литературы главных героев, яркого сюжета, эмоциональности подачи.
В связи с этим в начале 2019 года сотрудниками IQ лаборатории и активными читателями, поклонниками научно-популярной литературы был разработан авторский проект – лекторий для молодежи «Мозгаторий».
Цель – сделать библиотеку площадкой для проведения научно-популярных лекций и презентаций, пространством для встреч и общения молодежных сообществ, интересующихся наукой.
В рамках проекта в библиотеке проводятся встречи с молодыми красноярскими учёными, студентами и преподавателями в разных областях знания. Проводятся научно-популярные лектории, дискуссии, расширяющие кругозор, представление об окружающем мире. За 2019-2020 гг. были проведены циклы лекториев по эволюции и лекций по астрономии. Во время занятий велась видеозапись. Это делалось для того, чтобы читатели, которые не посетили лекцию лично, могли посмотреть её в любое удобное для них время.
Работая по проекту, организаторы отметили следующую тенденцию: если до проекта естественнонаучным направлением интересовались только, в основном, читатели с техническим образованием, то постепенно к ним подтянулись и гуманитарии.
Еще один проект отдела IQ лаборатории – интеллектуальная настольная игра «Эйнштейн за 30 секунд», разработанная по инициативе активных молодых людей, посещающих мероприятия отдела.
Игра состоит из 93 двусторонних карточек: на одной стороне карты расположено изображение изобретения (научного открытия) и его название, а на другой – дата его создания. Вопросы игры были разработаны с помощью книг из фонда IQ лаборатории.
Игровой процесс состоит из серии раундов. Каждый игрок в свой ход должен поместить одну из своих карт в правильный временной промежуток. Если игрок расположил карту верно, то у него остаётся меньше карт. Если игрок ошибся, то карта возвращается в коробку, а игрок берёт из колоды новую. Побеждает тот игрок, кто положит верно последнюю имеющуюся у него карту.
В эту игру с удовольствием играют читатели и посетители библиотеки не только в стенах учреждения, но и на открытых библиотечных площадках.
В 2020 году в период пандемии и самоизоляции сотрудники отдела IQ лаборатории значительно пополнили свой багаж онлайн-мероприятиями. Так, весной, в период перехода школ на дистанционное обучение, ежедневно размещались посты в библиотечной группе в «ВКонтакте» с подборками электронных ресурсов для подготовки к ЕГЭ по темам: «Общая подготовка», «Химия», «Физика», «Литература», и т.д.
Посты содержали прямую ссылку на рекомендуемый сайт, QR-код и описание. Для удобства поиска посты снабжались тегом #ЕГЭшка_IQ. За время действия ресурс получил более 4600 просмотров.
В социальных сетях была опубликована серия постов «Топ-3» о книгах по психологии, самосовершенствованию, менеджменту, тематические книжные подборки ЭБ «Литрес», «Научные факты», «День в истории». Пользовались популярностью и посты с подборками электронных ресурсов для саморазвития: они были посвящены тем, кто во время самоизоляции хотел начать изучать какую-либо науку.
В формате онлайн была запущена серия видеороликов «Опыты. Эксперименты. Фокусы». Сюжеты с научными опытами выкладывались на YouTube-канале Красноярской краевой молодежной библиотеки, на страницах библиотеки в социальных сетях.
Для проверки знаний в области техники, географии, информатики был разработан цикл онлайн-кроссвордов «Нейробика для мозга», состоящий из 20 вопросов.