Тысяча учителей – тысяча методов, или год педагога и наставника

Версия материалов в pdf

 

Методико-библиографические материалы 

 

Коптелова Светлана  Евгеньевна, методист,

Булгакова Виолетта Владимировна, ведущий библиотекарь

отдела инновационно-методической

и проектной деятельности,

ГАУК «Государственная библиотека Кузбасса

для детей и молодежи»

 

Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ об объявлении 2023-й Годом педагога и наставника. Его цель – признание  особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность.

Для проведения тематических мероприятий, посвящённых обозначенной теме, в помощь организаторам предлагаем следующий список форм:

 

Акции (ностальгические акции, акции-воспоминания по типу «Вернёмся в школу», «Школьные годы чудесные» – видеоприветы, воспоминания, поздравления).

Беседы и онлайн-беседы, круглые столы.

Вечера чествования, посвящения.

Видеолекториилекции, информины и информационные часы об истории педагогической мысли и истории развития образовательной системы.

Виртуальные путешествия по школам разных стран и эпох.

Вовлекающие интерактивы (печа-куча, стендап, интеллектуальные батлы и игры, квесты).

Выставки рисунков и поделок.

Игровые программы.

Киновечера, посвящённые образу педагога и школы в кино.

Конкурсы эссе, рисунков и поделок.

Литературные путешествиялитературные гостиные, обзоры,   раскрывающие образ педагога на страницах разных книг, а также  об учителях,  ставших  писателями.

Мастер-классы, например, «Осенний букет учителю».

Образовательные курсы.

Онлайн-кроссворды и   онлайн-викторины  про учеников и учителей в различных книгах, фильмах и мультфильмах.

Первоклассные уроки – уроки для первоклассников о том, что их ждет в школе, об истории традиционных школьных принадлежностей; викторины по мотивам школьных предметов; преподавание школьного этикета (какой должна быть школьная форма, как правильно вести себя на уроках, в столовой и с одноклассниками).

Праздничные концерты.

Профориентационные занятия – День профессии педагога, рассказы о педагогическом образовании и навыках, необходимых педагогу.

Ролевые игры, где ученики примерят на себя роль учителей.

Фотовыставки «Учитель – мастер и творец...», «Мир школы глазами детей» и др.

 

И, конечно же, книжные выставки. Про них хотелось бы сказать отдельно, поскольку  они представляют собой неисчерпаемый поток идей: как форма выставки (книжный развал, выставка-знакомство, выставка-квест и т. д.), так и её наполнение. Оно может быть весьма разнообразным. Например, выставка книг, написанных педагогами, или книг по педагогике, или книг о педагогах – биографии или фантастическая проза; книги о школах – реальных и магических.

Предлагаем также список названий для мероприятий, посвящённых Году педагога и наставника: 

«Большая перемена»

«Букет любимому учителю»

«В мир знаний вы открываете путь»

«Ваш скромный труд цены не знает»

«Великие педагоги прошлого»

«Весёлые мгновенья школьных перемен»

«Весь этот мир творит учитель»

«Виват, учитель!»

«Вот пришли мы в школу…»

«Все начинается со школьного звонка»

«Вы – свет, что на земле не гаснет никогда»

«Гордое имя – Учитель!»

«Даруй вам бог терпения…»

«День Знаний в разных странах»

«День учителя – праздник прекрасный»

«Если б я был учителем»

«За страницей школьного учебника»;

«Заглянем в глаза учителей»

«Звенит звонок, начинается урок»

«Здравствуй школа»

«И это всё о них…»

«Интернет – мой помощник в учёбе»

«История Дня учителя»

«Как учились в старину»

«Как учились на Руси»

«Классный учитель»

«Книги детства наших учителей»

«Кто щедро дарит знания и свет»

«Литературное творчество учителей»

«Литературный микс в честь учителей»

«Маяк для многих поколений»

«Мир школы глазами детей»

«Наши наставники, наши друзья – наши учителя»

«Не смейте забывать учителей»

«Нет на свете мудрее профессии»

«Новые книги в учительском кейсе»

«О любимом учителе хочу я сказать»

«Образ учителя в литературе»

«Они пришли из школы»

«Осенний букет учителю»

«Откуда слово школьное пришло?»

«Педагог – не звание, педагог – призвание»

«Педагогические идеи древних философов»

«Первый учитель – первые уроки»

«По самым старым учебным заведениям России»

«Популярные методики преподавания»

«Посвящение учителю»

«Похвальное слово учителю»

«Профессии прекрасней нет на свете»

«Профессия, что всем даёт начало»

«Путеводитель мириадам судеб»

«С указкой по жизни»

«С чего начинается учитель»

«Самый первый школьный день»

«Силуэт преподавателя на фоне истории»

«Сказочные школы»

«Скоро в школу малышам»

«Славим мы величие учителя»

«Слово во славу учителя»

«Снова в школу мы идём!»

«Сундук педагогических идей»

«Такая есть профессия – учитель»

«Улыбка учителя»

«Урок в разных эпохах»

«Уроки для учителей»

«Учитель – это звучит гордо»

«Учитель вечен на земле»

«Учитель крупным планом»

«Учитель мастер и творец...»

«Учитель на страницах книг»

«Учитель, поэтами воспетый»

«Учитель, которому я благодарен за…»

«Учитель, ученик, родитель»

«Учитель, человек, писатель».

«Учительница первая моя»

«Учительские династии»

«Учительство в лицах»

«Учителя – герои наших дней»

«Учителя! Ваш труд, как жизнь, бесценен»

«Учителям особое почтение»

«Учителям посвящается/посвящаем»

«Учителями славится Россия»

«Чем труд ваш измерить…»

«Чистой мудрости родник»

«Школьная вселенная»

«Школьные годы чудесные»

«Школьные посиделки»

«Юным – наставление, незнающим – вразумление»

 Год педагога и наставника – это прекрасный повод вспомнить о писателях и поэтах, которые когда-то успели побывать в роли педагога:

Бажов Павел Петрович – русский писатель, фольклорист, некоторые произведения которого даже были экранизированы (есть как кинофильмы, так и мультфильмы). Он работал учителем русского языка в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова. В первые послереволюционные годы занимался созданием учительских курсов и организацией школ по ликвидации неграмотности.

Бродский Иосиф Александрович – русский и американский поэт, эссеист, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе. Интересно, что Бродский ушёл из восьмого класса школы, не закончив его, что не помешало ему, однако, переехав в 1972 г. в США, принять пост «приглашённого поэта» в Мичиганском университете. Он занимал профессорские должности и преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха в различных американских и британских университетах на протяжении 24 лет.

Гончаров Иван Александрович – русский писатель, литературный критик. Он был домашним учителем сыновей семьи Майковых по латинскому языку и русской словесности. Один из его учеников в дальнейшем стал поэтом (Аполлон Николаевич Майков), а другой – критиком и публицистом (Валериан Николаевич Майков).

Учителем словесности в Симбирской гимназии почти тридцать лет работал старший брат писателя – Николай Александрович Гончаров. Вероятно, он стал прототипом образа учителя Леонтия Козлова из романа «Обрыв».

Крылов Иван Андреевич. Известный баснописец тоже был педагогом. После смерти Екатерины II он поступил на службу к князю С. Ф. Голицыну не только в качестве личного секретаря, но и учителя русского языка и словесности у его детей.

Набоков Владимир Владимирович – литературовед и энтомолог. Писатель зарабатывал на жизнь уроками английского языка в Берлине в 1920-е гг., а также в Америке с 1940 до 1958 года – чтением лекций по русской и мировой литературе в американских университетах.

Паустовский Константин Георгиевич – советский писатель. Педагогической деятельностью будущий писатель начал заниматься в очень юном возрасте: «Когда я был в шестом классе, семья наша распалась, и с тех пор я сам должен был зарабатывать себе на жизнь и ученье. Перебивался я довольно тяжелым трудом, так называемым репетиторством» (из автобиографии).

Солженицын Александр Исаевич. Даже находясь в ссылке на поселении в селе Берлик Коктерекского района Джамбульской области, что в Южном Казахстане, Солженицын оставался учителем – преподавал математику и физику в 8-10 классах местной средней школы. После реабилитации и возвращения в Центральную Россию также преподавал математику и электротехнику (физику), а позже работал учителем физики и астрономии.

Толстой Лев Николаевич – один из самых известных русских писателей, публицист, мыслитель. В 1859 году Толстой деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и в Крапивенском уезде.

Яснополянская школа явилась его оригинальным педагогическим экспериментом. Писатель, вопреки бытующей тогда традиции, считал, что всё в преподавании должно быть индивидуально: дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Определённой программы преподавания не было. Задача учителя – заинтересовать класс. Толстой сам вёл занятия наряду с несколькими постоянными учителями.  

В начале 1870-х писатель приступил к созданию собственной «Азбуки», затем выпустил «Новую азбуку» и серию из четырёх «Русских книг для чтения», одобренных Министерством народного просвещения в качестве пособий для начальных учебных заведений.  

Толстой оставил уникальное педагогическое наследие: статьи, письма, дневники, написанные им учебники и Яснополянскую школу. Занятие педагогикой он считал самым радостным и счастливым временем своей жизни: «Я хочу образования для народа… только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных… Ломоносовых…».

Чехов Антон Павлович – русский писатель, драматург. В родном Таганроге, а затем в первые годы в Москве, Чехов занимался репетиторством. Возможно, именно собственный опыт писатель отразил в рассказе «Репетитор».

Разумеется, в этом списке нельзя не упомянуть советского педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко – автора «Педагогической поэмы», а также одного из четырёх выдающихся педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке (кроме А.С. Макаренко, это Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер и Мария Монтессори).

И это лишь толика известных деятелей, которые имели отношение не только к педагогике, но и к писательскому ремеслу. Список ста писателей-педагогов вы можете просмотреть в статье «100 учителей, ставших писателями. Или наоборот...».

В 2023 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения одного из основателей российской педагогики – Константина Дмитриевича Ушинского, чьё имя занимает особое место в российской и мировой педагогике. Соратник великого педагога и его ученик Л. Н. Модзалевский писал: «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш народный учёный, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор».

Также в 2023 году предстоит отметить ряд юбилейных дат многих выдающихся педагогов, писателей и поэтов, например:

  • 4 февраля – 150 лет со дня рождения М. М. Пришвина;
  • 9 февраля – 240 лет со дня рождения В. А. Жуковского;
  • 13 марта – 135 лет со дня рождения А. С. Макаренко;
  • 19 июля – 130 лет со дня рождения В. В. Маяковского;
  • 9 сентября – 195 лет со дня рождения Л. Н. Толстого;
  • 28 сентября – 105 лет со дня рождения В. А. Сухомлинского;
  • 9 ноября – 205 лет со дня рождения И.С. Тургенева;
  • 5 декабря – 220 лет со дня рождения Ф. И. Тютчева.

Их жизнь и творчество, педагогическая деятельность могут послужить основой разнообразных библиотечных мероприятий.

Учитель – это один из самых главных людей в жизни каждого человека. Он помогает нам найти себя в жизни и выбрать свой путь среди тысяч дорог. Об учителях хочется говорить добрые слова, писать о них, посвящать им стихи.

Богатую галерею литературных образов педагогов оставили нам в своем творческом наследии К.И. Чуковский, Ф.К. Сологуб, К.Г. Паустовский, П.П. Блонский. Пёструю картину гимназической жизни мастерски запечатлел Л.А.Кассиль («Кондуит и Швамбрания»).

О влиянии личности определённого учителя на всю нашу дальнейшую жизнь писали Альберт Лиханов («Крёсна»), Валентин Распутин («Уроки французского»)Чингиз Айтматов («Первый учитель»), Георгий Полонский («Доживем до понедельника»).

В рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» Фазиля Искандера  у педагога есть своя методика, свой способ общения с учениками, и многим это кажется неподходящим.  «Я не помню, чтобы он на кого-нибудь кричал, или уговаривал заниматься, или грозил вызвать родителей в школу. Все эти штучки были ему ни к чему». Главное оружие Харлампия Диогеновича – это  делать человека смешным.

Ученик, отступающий от школьных правил, – не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. Вернее, не просто смешной, на это, пожалуй, многие согласились бы, но какой-то обидно смешной. Смешной, не понимающий, что он смешной, или догадывающийся об этом последним.

Главный герой оценивает форму воздействия педагога с высоты прожитых лет, накопленного опыта, и эта оценка явно положительна: «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучил нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда». 

Роман Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз» – о школьниках и их учителях, детях и взрослых, о тех, кто идёт против системы. Книга начинается словами «Привет, училка!» и заканчивается словами «Привет, зубрилка!», а между этими двумя репликами письма, письма, письма – крики людей, надеющихся, что их услышат.

Получился замечательный, искренний весёлый и грустный, серьёзный и смешной, но никак не скучный, роман о школе, который в одночасье принёс Бел Кауфман славу. Книга стала бестселлером, по ней снят фильм с Сэнди Дэннис в главной роли.

Молодая учительница Сильвия Баррет, главная героиня романа, попадает в самую обычную американскую школу и, пытаясь разными способами «достучаться» до сердец и душ своих учеников, неожиданно понимает, что единственное, в чём нуждаются эти озлобленные, несчастные, не верящие в собственное будущее и себя ребята, прячущиеся от жестокости мира и родителей за маской наглости или безразличия, – это любовь и понимание.

Джон Китинг из книги Уира Питера «Общество мёртвых поэтов» – новый преподаватель английского языка в консервативном колледже. От чопорной массы учителей его выгодно отличают лёгкость общения и эксцентричное поведение.

Молодой наставник не только заново открыл ученикам не такой уж важный, казалось бы, для карьеры будущих бизнесменов предмет, как английская литература, но и ненавязчиво, деликатно, с истинным уважением к личности каждого, всем своим поведением преподал нравственные уроки, объясняя те истины, которые почему-то считаются прописными и внушаются, как правило, насильно.

Однажды он посвящает своих подопечных в тайну Общества мёртвых поэтов. С этого момента каждый из учеников старается обрести свой собственный голос в безликом хоре, взглянуть на окружающий мир, высоко подпрыгнув над серой школьной оградой.

Исход борьбы Джона Китинга со всемогущим коллективом невозможно предсказать вплоть до финальной сцены, которая никого не оставит равнодушным...

Обязательно стоит посмотреть одноимённый фильм, в котором главную роль играет Робин Уильямс

«Битвы по средам» Гэри Шмидта – это история, удостоившаяся премии «Ньюбери». В сравнительно небольшую книгу поместилось множество размышлений: о морали в произведениях Шекспира, войне, религии; об отношениях с учителями и родителями; любви, победе над собой и о многом другом. И всё это – в течение одного учебного года, который читатели проживут вместе с главным героем-подростком.

Книга «Всё из-за мистера Террапта» Роба Буйе начинается со слов: «Нам не повезло – на свете существуют учителя». Но вопреки начальной фразе, эта книга о том, как Мистер Террапт, талантливый педагог и экспериментатор, находит подход к каждому из главных героев – раскрывает их потенциал, учит взаимовыручке и дружбе.

Душевная история о педагоге, который смело изменил привычный уклад в американской школе, рассказана от лица семерых учеников. Каждый ребёнок – отдельная история, но каждая отдельная история переплетается с другой. И так сплетается пёстрый ковер детства: школьная дружба и вражда, проблемы в семье и поддержка друзей, первые разочарования и захватывающие дух открытия.

В рассказе нашего земляка Евгения Гришковца «Начальник» центральным героем становится Владимир Лаврентьевич – преподаватель  фотокружка. Это учитель не по статусу, а по призванию. Он мастер своего дела, и на свой кружок он берёт детей с определенными способностями к этому виду деятельности, которые тоже нужно разглядеть.

Подросток впервые узнает, что такое творчество, а главное – серьёзное  и взрослое отношение к себе в творческом процессе.

Доверие – это самое серьёзное и прекрасное, что может оказать один человек другому: «Он оказал нам доверие! Он доверил нам время своей жизни, своей надежды, свою профессию, свои представления о том, как и что… Если можно говорить об учителях… Если бы у меня спросили: «Был ли у вас учитель?» Я бы сказал: «Был».

 «Война с аксиомой» Ларисы Исаевой – книга о спорных историях из школьной жизни, о вечных проблемах юности, на которые нельзя дать одинаково желательный для всех ответ. Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно – указать дорогу.

 

Для проведения мероприятий всегда требуются методические и справочные материалы. Чтобы облегчить подготовку, в помощь библиотекарю предлагаем список ресурсов в Год педагога и наставника, а также небольшой рекомендательный список с педагогическими методиками, которые помогут вам подготовить уникальные занятия и встречи со своими читателями, провести культурно-образовательные мероприятия, классные часы, тематические уроки и лекции.

Для книжной выставки:

Академки от лица преподавателя – подборка книг в жанре фэнтези с главным героем-педагогом (сайт LiveLib).

Преподаватели магических академий – подборка, где главным героем является преподаватель, ректор или декан магической академии (сайт LiveLib).

Образ учителя в художественной литературе (Галина Бузук, Светлана Рабович) – список литературы, посвящённой Году учителя, от Мурманской областной детско-юношеской библиотеки.

Образ учителя в художественной литературе (Владислав Ряба) – библиографический указатель Шахтинской ЦБС, включающий литературные произведения, стихотворения, сценарии, посвящённые Дню учителя, а также высказывания известных писателей.

Для киновечеров:

6 фильмов о школе, снятых по книгам – подборка экранизаций литературных произведений о школе от Челябинской Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина.

Топ-9 фильмов о школе по «десятиклассному» рейтингу – фильмы для досуга детей и подростков, выстроенные по шкале от первого класса до десятого (портал «Культура.РФ»).

Фильмы о школе и учителях – подборка картин о педагогах, школьных буднях и проблемах учеников (портал «Культура.РФ»).

Школьные драмы в советском кино – подборка отечественных фильмов разных десятилетий об учениках и педагогах (портал «Культура.РФ»).

Подборки с книгами, фильмами и проч. (комплексные подборки):

Список литературных произведений, фильмов и мультфильмов к Году учителя – список литературных произведений, фильмов и мультфильмов к Году учителя от ЦГДБ им. А. Гайдара.

День учителя – материалы о педагогах прошлых веков, аудиокниги по школьной программе и фильмы об учителях (портал «Культура.РФ»).

Снова в школу! – специальный проект о школе (портал «Культура.РФ»).

Полезные статьи, книги и ресурсы:

100 учителей, ставших писателями. Или наоборот... – пост про учителей и преподавателей, которые стали писателями и поэтами. Или наоборот (Inter Alia: Неофициальный блог отраслевого учебного отдела общественных и педагогических наук Зональной научной библиотеки им. В.А. Артисевич Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского).

В каких городах России установлены памятники учителям: Сочи, Липецк, Торопец, Челябинск и другие – статья про памятники России в честь  учителей (медиа «Мел»).

Наставники российских императоров: от бабушки до Жуковского – статья про домашнее образование российских императоров: кто читал наследникам престола лекции, кого из будущих императоров пороли, а кого – считали «неразвитым и неодарённым» (портал «Культура.РФ»).

Первые учителя русских классиков – статья о первых учителях Александра Пушкина, Льва Толстого, Федора Достоевского и других классиков русской литературы (портал «Культура.РФ»).

Учитель в России: от «мастера-невежи» до статского советника – статья о том, как в России появились первые учителя и как менялся их общественный статус (портал «Культура.РФ»).

UniverTV.ru – открытый образовательный видеопортал. На открытом видеопортале можно посмотреть образовательные фильмы на различные темы, посетить престижную научную конференцию или научно-популярную лекцию. А в разделе «Школа» можно увидеть лучшие образцы преподавания сложных школьных тем.

Philology.ru. На филологическом портале Philology.ru  представлена информация, касающаяся филологии как теоретической и прикладной науки. Основным разделом портала является библиотека статей, методических пособий и других текстов по языкознанию и литературоведению.

Открытый урок. Первое сентября. Издательский дом «Первое сентября» ежегодно проводит онлайн-фестиваль педагогических идей под названием «Открытый урок». Его главная цель – представление и популяризация педагогического опыта работников образования. На сайте можно найти большое количество материала, который будет интересен библиотечным специалистам – сценарии праздников, презентации к внеурочным занятиям о творчестве известных писателей и поэтов; деловые игры и квесты, приуроченные к знаменательным событиям страны; методические разработки и др.

Виневская А. В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов / А. В. Виневская; под ред. М. А. Пуйловой. – Ростов на Дону: Феникс, 2015. – 141 с.

Метод кейсов представляет собой изучение проблемных ситуаций на основе известных случаев и фактов из реальной жизни. Педагогические кейсы и проблемные ситуации, приведённые в данном пособии, могут быть использованы на практических занятиях и семинарах не только для учителей, но и для библиотекарей, работающих с детской  и подростковой аудиторией.

Малюгина В. А., Черных О. Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс / В. А. Малюгина, О. Г. Черных. – Москва: ВАКО, 2009. – 256 с. – (Мастерская учителя-словесника)

Пособие содержит сценарии различных литературных игр: викторины, КВНы, «Своя игра», «Умники и умницы», «Поле чудес», игры-путешествия и др. Значительное место отводится работе с иллюстрациями, инсценировке отрывков художественных произведений. Представленные сценарии могут быть полезны библиотечным специалистам при разработке внеклассных занятий, тематических мероприятий, праздников и литературных конкурсов.

Берджес Д. Обучение как приключение: Как сделать уроки интересными и увлекательными / Дэйв Берджес; Пер. с анг. – 4-е изд. – Москва: Альпина Паблишер, 2019. – 238 с.

Способность заинтересовать читателей требует планирования, подготовки и правильного преподнесения книжного материала. Самым главным помощником специалиста, взаимодействующего со школьниками, становится приём. Книга, автором которой является преподаватель истории и популярный оратор Дэйв Бэрджес, поможет расширить представления об эффективных приёмах проведения интерактивных занятий с детьми и подростками в библиотечном пространстве.

Лемов Д. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей / Дуг Лемов; пер. с англ. О. Медведь. – Москва: Манн,  Иванов и Фербер, 2014. – 416 с.

Начинающему библиотекарю бывает сложно определиться с выбором методов и форм работы, найти способы привлечения к чтению. В книге «Мастерство учителя» описаны самые эффективные методы обучения, которые используют лучшие учителя в своей повседневной работе. Именно они могут помочь библиотечному специалисту при подготовке и проведении  тематических мероприятий,  интеллектуальных игр и занятий для взрослых и детей. 

Другую литературу для педагогов вы можете посмотреть в разделе «Информация педагогам» – «Рекомендуем почитать» государственной библиотеки Кузбасса для детей и молодежи.

 

 

Список литературы

  1. 100 учителей, ставших писателями. Или наоборот... (часть первая). – Текст: электронный // Inter Alia: Неофициальный блог отраслевого учебного отдела общественных и педагогических наук Зональной научной библиотеки им. В.А. Артисевич Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского: сайт. – 2016. – URL: https://agniyainteralia.blogspot.com/2016/10/Uchitelja-stavshie-pisateljami-Ili-naoborot-Chast-pervaja.html (дата обращения: 26.10.2022).
  2. 100 учителей, ставших писателями. Или наоборот… (часть вторая). – Текст: электронный // Inter Alia: Неофициальный блог отраслевого учебного отдела общественных и педагогических наук Зональной научной библиотеки им. В.А. Артисевич Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского: сайт. – 2016. – URL: https://agniyainteralia.blogspot.com/2016/10/100-uchitelej-stavshih-pisatelyami-Ili-naoborot-Chast-vtoraya.html (дата обращения: 26.10.2022).
  3. 2023 год – Год педагога и наставника: методические материалы в помощь планированию на 2023 год. – Текст: электронный // Долинская централизованная библиотечная система: [сайт]. – 2022. – URL: https://dolinsklib.shl.muzkult.ru/media/2022/08/11/1298343610/2023_god_-_God_pedagoga_i_nastavnika.pdf (дата обращения: 27.10.2022).
  4. 2023 год – Год педагога и наставника: методические рекомендации для библиотек по планированию работы в Год педагога и наставника / составитель В. А. Русакова. – Текст: электронный // Максатихинская межпоселенческая центральная библиотека: [сайт]. – 2022. – URL: http://maksatiha.tverlib.ru/sites/default/files/pdf/Методические%20рекомендации%20планирования%20библиотек%20на%202023%20год..pdf (дата обращения: 27.10.2022).
  5. Год педагога и наставника 2023 – какие актуальные мероприятия можно провести. – Текст: электронный // Праздник на... : [сайт]. – 2022. – URL: https://prazdnikna.ru/god-pedagoga-i-nastavnika-2023-kakie-aktualnye-meropriyatiya-mozhno-provesti/ (дата обращения: 27.10.2022).
  6. Календарь «2023 год – Год педагога и наставника». – Текст: электронный // МКУК «Централизованная библиотечная система» города Челябинска: сайт. – 2022. – URL: http://chelib.ru/articles/kalendar-2023-god-god-pedagoga-i-nastavnika/#a16 (дата обращения: 10.11.2022).
  7. Планирование работы библиотек на 2023 год. – Текст: электронный // Дзен: [сайт]. – 2022. – URL: https://dzen.ru/media/id/5b0d2e6655876bdb8c7bfc78/planirovanie-raboty-bibliotek-na-2023-god-633dc56178fb2c19e83132b0 (дата обращения: 27.10.2022).
  8. Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» год. – Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: сайт. – 2022. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003 (дата обращения: 27.10.2022).