Год добровольца (волонтера) завершился. Что дальше?

Михнова, И.Б. Год добровольца (волонтера) завершился. Что дальше? / Ирина Борисовна Михнова. – текст : непосредственный // Библиотечное дело.- 2019.- №5.- С. 2-4.

Ирина Борисовна Михнова в своей статье подводит итоги года добровольца.

В Год добровольца (волонтера) РГБМ совместно с партнерами (в числе которых – Росмолодежь, Роспатриотцентр, Ассоциация волонтерских центров) провела Всероссийский конкурс «Лучший молодежный волонтерский проект в библиотеке».  Появился массив проектов, анализ которых позволит получить некое представление о том, как реализуется в библиотеках эта важная сторона жизни общества.

Определенная неясность нынешней ситуации для библиотекарей, на взгляд специалистов РГБМ состоит  в том, что большинство  из них держит в голове привычный образ добровольного помощника библиотеки и воспринимает добровольчество как потребность сугубо искреннего, нравственно-этического порядка – на уровне душевного порыва помочь, поддержать. И без таких людей библиотеки особенно сельские не смогли бы существовать.

У библиотек есть ряд особенностей, которые привлекают к ним искренних помощников. Так, в отличие от других учреждений посетители приходят к ним не разовые, а постоянные. У таких посетителей есть личностное отношение к работающим в библиотеке людям. По сравнению с постоянными посетителя учебных заведений  (учащимися) читатели приходят в библиотеку добровольно, по своему желанию.

Библиотеки являются единственно реально общедоступными (бесплатными) площадками для коммуникации и самореализации во всех сферах – творческой, интеллектуальной, общественной.

И самое главное, библиотек много, и находятся они в шаговой доступности от мест проживания, обучения, работы. Неравнодушное население близко к сердцу принимает многие проблемы библиотек, связанные с нехваткой кадров, книг, технологий, комфортных пространств.

Новое в видение добровольчества привносит и сама жизнь. В мире волонтерство все чаще переходит в категорию социально-экономическую. Материальным выражением этой тенденции является появление паспорта волонтера, своеобразного аналога трудовой книжки, который давно существует в других странах. В этот документ записываются данные о поощрениях, дополнительной подготовке, волонтерском стаже, отмечаются виды волонтерской  деятельности, в которой участвовал молодой человек. В качестве бонусов некоторые вузы при поступлении добавляют к баллам за ЕГЭ абитуриента дополнительные баллы за волонтерский опыт (из 271 вуза такого рода баллы уже учитывают 111).

В налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие освобождение от НДФЛ добровольцев на возмещение понесенных ими расходов в ходе добровольческой деятельности. Законодательно закреплена всемирная поддержка добровольчества на всех уровнях власти, разработана система заключения договоров гражданско-правового характера между добровольцами и  организациями-благополучателями, в которых оговариваются права и обязанности обеих сторон, система поощрения, льгот и т.д.

После удачного опыта использования волонтеров на зимней Олимпиаде в Сочи, в России появилось организованное молодежное волонтерское движение.

Для четкости понимания Ирина Борисовна Михнова акцентирует внимание на том, что нужно разделять такие понятия как благотворительная и добровольческая деятельность. Потому как дополнительные источники существования библиотек они в равной мере важны. Но если в первом случае речь идет фактически о материальной помощи, то во втором – о реальных работах.

Виды волонтерской помощи в библиотеках, являющихся в данном случае благополучателями,  могут быть:

- спонтанное (разовое) волонтерство (например: лекторы, ведущие мастер-классов, руководители клубов);

- внутрибиблиотечное организованное волонтерство (это могут быть молодежные читательские советы);

- взаимодействие с волонтерскими организациями.

Виды волонтерской деятельности самой библиотеки в отношении третьих лиц или организаций:

- корпоративное взаимодействие (библиотека может собрать книги для социальных учреждений);

- библиотека – координатор волонтерства (например, библиотека может организовать группу экологических волонтеров и привлечь их к уборке парков, высадке растений);

- поддержка волонтерства (библиотека может предоставить свои помещения для школ волонтеров, для мероприятий волонтерских отрядов);

- библиотекарь-волонтер (во внерабочее время участвует в волонтерском движении, высаживает деревья, чистит парки, восстанавливает памятники).

С точки зрения направленности проектов в библиотеках развиты такие волонтерские направления как: культурно-просветительское, событийное, библиотечно-информационное, социальное, экологическое,  патриотическое, благоустройство.

В целом, добровольческая деятельность в сфере культуры называется культурным волонтерством и в зависимости от назначения подразделяется на добровольчество в сфере библиотечного дела, в образовательных учреждениях культуры, в области фестивальной деятельности, в музейном сегменте, в сфере сохранения  материального культурного наследия.

Автор статьи отмечает, что серьезный разговор  на тему добровольческой деятельности только начинается. Тем, кто уже предметно этим занимается Ирина Борисовна предлагает ознакомиться с «Методическими рекомендациями по организации добровольческой (волонтерской) деятельности в государственных (муниципальных) учреждениях культуры». Также достаточно подробно о волонтерах в библиотеке говориться в книге И. Б. Михновой и А. А. Пурника «Эффективная библиотека: как обустроить библиотеку и сделать ее нужной людям».


Войти с помощью

Наши проекты

Школа цифровой грамотности

Интеллектуальная продленка

Актуальные конкурсы

Slider

Наши партнеры

Slider