Голубева, О. Что хранится в узелке у Ёжика? / Олеся Голубева. – Текст: непосредственный // Библиотека. – 2020. – №5. – С. 71-74.
Зачастую дети с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с тем, что большая часть информации о мире носит визуальный характер, когда активизируется только один канал восприятия. Если же у ребёнка есть, к примеру, патология зрения, возникают определённые сложности. На решение этих проблем и направлен проект филиала Централизованной библиотечной системы «Центр семейного чтения» имени А.С. Пушкина г. Тюмени, дающий возможность познать мир в полноте звуков, тактильных ощущений и запахов.
Цель проекта «Добрые сказки для особых детей» – реабилитация через библиотечно-досуговую деятельность путем познания окружающего мира при помощи всех органов чувств ребёнка-инвалида с учетом его индивидуальных особенностей.
Проект включает проведение цикла коррекционных занятий, мероприятий и мастер-классов, направленных на развитие сенсорики, компенсацию утраченных или ослабленных функций, усвоение определенной системы знаний, ценностей и норм, присущих культуре данного общества или социальной группы.
В основе сценария каждого мероприятия лежит какое-либо произведение. Знакомство с миром детской литературы происходит через сенсорную интеграцию. Все творческие задания и игры направлены на развитие внимания, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, мелкой и крупной моторики, звукового восприятия, чувства ритма, ориентации, двигательной активности и включают звуки природы, ароматы леса и цветов, живую классическую музыку, пение и т.д. Всё это помогает ребёнку получить наиболее полное представление об окружающем мире.
На протяжении всего мероприятия требуется помощь волонтёров. Она заключается в распределении раздаточного реквизита между участниками, демонстрации наглядных материалов, в поддержке и сопровождении детей в ходе игр и активных упражнений, а также при изготовлении поделок.
К проекту подключились будущие педагоги-дефектологи – студенты кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования Тюменского государственного университета, а также колледжа цифровых и педагогических технологий. Общение с особыми детьми не только стало для них практикой в деле профессионального образования, но и помогло определиться с дальнейшим выбором специализации.
Дети с нарушениями аутического спектра и другими патологиями принимали активное участие в мультисенсорных мероприятиях. При проведении коррекционных занятий использовались живая музыка и пение, звуковые и визуальные спецэффекты; задания тактильные, ритмические, направленные на развитие мелкой моторики, а также обоняния (определение предметов по запаху).
Дети с нарушением зрения принимали участие в инсценировках. При этом максимально были задействованы их органы чувств: остаточное зрение, слух, обоняние, осязание.
В апреле 2019 г. студенты колледжа цифровых и педагогических технологий посетили мастер-класс, организованный в специальной библиотеке для слепых по изготовлению тактильных книг-игрушек для незрячих детей. В результате студентами были созданы три новые рукотворные книги.
Опыт реализации проекта позволяет утверждать, что проведение мультисенсорных мероприятий с детьми-инвалидами способствует развитию коммуникативных навыков. Дети взаимодействуют с волонтёрами, у них совершенствуется способность удерживать внимание и включаться в познавательный игровой процесс. Дети знакомятся с книгой как источником познания окружающей среды, в интерактивной форме получают новую информацию о литературных героях и произведениях, что способствует проявлению читательского таланта как основы интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития.
По отзывам родителей, после занятий по мультисенсорной интеграции у детей с синдромом аутизма и ДЦП возросли социальная активность, вовлечённость в игровую деятельность; улучшилась способность к восприятию информации. Дети стали энергично реагировать на музыку, у них появилось чувство ритма, они смогли повторить несложные танцевальные движения. Тактильные занятия помогли развитию мелкой моторики. Дети научились самостоятельно лепить несложные фигуры из пластилина, по очертаниям и по запаху определять предметы.
В проект «Добрые сказки для особых детей» было вовлечено более 300 детей с инвалидностью и ОВЗ. Помимо библиотекарей помощь им оказывали 65 волонтёров.