ПУШКИНСКАЯ КАРТА

Slider

   

Что хранится в узелке у Ёжика?

Голубева, О. Что хранится в узелке у Ёжика? / Олеся Голубева. – Текст: непосредственный // Библиотека. – 2020. №5. – С. 71-74.

 Зачастую дети с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с тем, что большая часть информации о мире носит визуальный характер, когда активизируется только один канал восприятия. Если же у ребёнка есть, к примеру, патология зрения, возникают определённые сложности. На решение этих проблем и направлен проект филиала  Централизованной библиотечной системы  «Центр семейного чтения» имени А.С. Пушкина г. Тюмени, дающий возможность познать мир в полноте звуков, тактильных ощущений и запахов.

Цель проекта «Добрые сказки для особых детей» – реабилитация через библиотечно-досуговую деятельность путем познания окружающего мира при помощи всех органов чувств ребёнка-инвалида  с учетом его индивидуальных особенностей.

Проект включает проведение цикла коррекционных занятий, мероприятий и мастер-классов, направленных на развитие сенсорики, компенсацию утраченных или  ослабленных функций, усвоение определенной системы знаний, ценностей и норм, присущих культуре данного общества или социальной группы.

В основе сценария каждого мероприятия лежит какое-либо произведение. Знакомство с миром детской литературы происходит через сенсорную интеграцию. Все творческие задания и игры направлены на развитие внимания, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, мелкой и крупной моторики, звукового восприятия, чувства ритма, ориентации, двигательной активности и включают звуки природы, ароматы леса и цветов, живую классическую музыку, пение и т.д. Всё это помогает ребёнку получить наиболее полное представление об окружающем мире.

На протяжении всего мероприятия требуется помощь волонтёров. Она заключается в распределении раздаточного  реквизита между участниками, демонстрации наглядных материалов, в поддержке и сопровождении  детей в ходе игр и активных упражнений, а также при изготовлении поделок.

К проекту подключились будущие педагоги-дефектологи – студенты кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования Тюменского государственного университета, а также колледжа цифровых и педагогических  технологий.  Общение с особыми детьми не только стало для них практикой в деле профессионального образования, но и помогло определиться с дальнейшим выбором специализации.

Дети с нарушениями аутического спектра и другими патологиями принимали активное участие в мультисенсорных мероприятиях.  При  проведении коррекционных занятий использовались живая музыка и пение, звуковые и визуальные спецэффекты; задания тактильные, ритмические, направленные на развитие  мелкой моторики, а также обоняния (определение предметов по запаху).

Дети с нарушением зрения принимали участие в инсценировках. При этом максимально были задействованы их органы чувств: остаточное зрение, слух, обоняние, осязание.

В апреле 2019 г. студенты колледжа  цифровых и педагогических технологий посетили мастер-класс, организованный в специальной библиотеке для слепых по изготовлению тактильных книг-игрушек для незрячих детей. В результате студентами были созданы три новые рукотворные книги.

Опыт реализации проекта позволяет утверждать, что проведение мультисенсорных мероприятий с детьми-инвалидами способствует  развитию коммуникативных навыков. Дети взаимодействуют с волонтёрами, у них совершенствуется  способность удерживать внимание и включаться в познавательный игровой процесс. Дети знакомятся с книгой как источником познания окружающей среды, в интерактивной форме получают новую информацию о литературных героях и произведениях, что способствует проявлению читательского таланта как основы интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития.

По отзывам родителей, после занятий по мультисенсорной интеграции у детей с синдромом аутизма и ДЦП возросли социальная активность, вовлечённость в игровую деятельность; улучшилась способность к восприятию информации. Дети стали энергично реагировать на музыку, у них появилось чувство ритма, они смогли повторить несложные танцевальные движения. Тактильные занятия помогли развитию мелкой моторики. Дети научились самостоятельно лепить  несложные фигуры из пластилина, по очертаниям и по запаху определять предметы.

В проект  «Добрые сказки для особых детей» было вовлечено более 300 детей с инвалидностью и ОВЗ. Помимо библиотекарей помощь им оказывали 65 волонтёров.

 


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Год культурного наследия

Войти с помощью

Наши проекты

Школа цифровой грамотности

 

 

Актуальные конкурсы

Наши партнеры

Slider