Малошик, М. Театр БЕЗусловностей / Максим Малошник. – Текст: непосредственный // Библиотека. – 2020. – №3. – С. 72-74.
В статье представлен опыт работы по организации сенсорного театра в Центральной городской библиотеке имени И.К. Калашникова.
В последнее время тема доступности культуры для людей с ограниченными возможностями привлекает всё большее внимание организаций и учреждений культуры. В музеях применяются специальные программы для посетителей с нарушениями зрения; театры создают спектакли с участием профессиональных артистов и актёров с инвалидностью; принимают их на своих площадках, что способствует изменению отношения общества к людям, имеющим серьезные недуги. Один из примеров – созданная режиссером «Театриума» Ольгой Сидоркевич сенсорная постановка «Прикасаемые» созданная совместно с фондом «Со-единение» для слепоглухонемых детей «Четыре ветра».
Однако это направление развивается не везде. В Улан-Удэ и Республике Бурятия сенсорный театр не представлен в учреждениях культуры и социального обслуживания населения. Поэтому специалисты Центральной городской библиотеки имени И. К. Калашникова разработали проект «Сенсорный театр БЕЗусловностей», реализация которого, позволила начать работу по вовлечению детей с ОВЗ в обычную жизнь. Создавая проект, библиотекари хотели помочь в адаптации не только детям с ОВЗ, но и их семьям, внушить людям, что изоляция не приведёт к восстановлению. Этому поможет только вовлёченность в общественную жизнь.
В рамках проекта библиотекари планировали постановку спектаклей с последующей их трансляцией для особых детей.
Для первой постановки была выбрана пьеса, созданная по мотивам мультфильма 1979 года «Летучий корабль». Практическое режиссерское воплощение пьесы должно происходить в соответствии с общими принципами сенсорного театра, причем каждый эпизод предусматривает обращение к определенным чувствам зрителя.
Для воплощения проекта в жизнь, прежде всего, требовалось обучить сотрудников и партнеров работе с людьми, имеющими ОВЗ. Ведь дети, на которых в первую очередь нацелен проект, – это особая категория зрителей, которая моментально чувствует фальшь. Нужно прорабатывать все детали очень тщательно, причём это касается не только сценического решения, но и адаптации текста сценария. Особое внимание акцентируется не столько на актёрской игре, сколько на переживаниях персонажей.
Второй этап – осуществление постановки силами специалистов Центра культуры и досуга г. Улан-Удэ, а также волонтёров и студентов старших курсов вузов города на базе Республиканского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями здоровья «Светлый». Большинство актёров являются еще и певцами, что позволяет сделать спектакль в оригинальной музыкальной интерпретации. В соответствии с количеством смен, которые дети проведут в стационарном отделении центра «Светлый», в календарном плане было запланировано 17 показов сенсорного спектакля «Летучий корабль».
Как считают разработчики проекта, осуществление идеи с театром позволит расширить границы взаимодействия между учреждениями культуры и социальной защиты. Подобный опыт может получить распространение во всех районах республики и в других регионах.
Кроме запланированных возможно проведение дополнительных показов для пациентов полустационарного отделения реабилитационного центра и для детей, обслуживающихся на дому.
Успех пилотного спектакля позволит обеспечить создание других постановок, в том числе основанных и на региональном материале.