Куракина, Н. Куда бы ты отправился под шапкой-невидимкой? / Надежда Куракина. – Текст: непосредственный // Библиополе. – 2021. –№5. – С. 77-80.
Методист Централизованной библиотечной системы Петроградского района г. Санкт-Петербурга Надежда Куракина делится опытом проведения творческих занятий с особой аудиторией – людьми с ОВЗ.
Участники занятий называют себя «сочинителями среды». Каждый выбирает для себя тот формат посещения занятий, который ему удобен. Так, виртуальные встречи оказались чрезвычайно удобны для маломобильных людей, живущих за пределами Санкт-Петербурга, и тех, кому уютнее находиться в своих стенах. Большинство из них почти не пишут и не читают, зато активно включаются в языковую игру.
Первые встречи были посвящены знакомству и подбору эпитетов и рифм, придумыванию историй на простые темы. Для многих это было тяжело, поскольку участники клуба не привыкли к такой деятельности. Проявлять фантазию им оказалось очень сложно. Руководителю объединения также пришлось нелегко, потому что раньше занятий с людьми с ментальными нарушениями она не проводила.
Занятия обычно начинаются с разминки, позволяющей переключиться с бытовых мыслей на сочинительство. Нужно придумать неожиданную характеристику какому-то объекту, либо найти общее между двумя не связанными, на первый взгляд, словами.
Основная часть занятия – сочинение совместной большой истории. Происходит это следующим образом. Руководитель клуба открывает вордовский документ на экране и записывает за авторами их фразы, уточняет формулировки. Перед глазами присутствующих постепенно возникает текст – своеобразное и очень действенное чтение, превращение монолога устного в записанный. Свои предложения участники озвучивают по очереди.
Самые удачные примеры творчества участников встреч собраны в группе «Открытая среда» в социальной сети «ВКонтакте».
В Центральной районной библиотеке имени А. С. Пушкина работает проект «Давар». Название проекта в переводе с иврита означает «слово». Участники проекта – в основном люди с особыми потребностями в возрасте до 45 лет, занимающиеся в рамках социальной программы семейного центра «Адаин Ло». Есть и студенты, с которыми автор проекта работала раньше, до пандемии. Основное отличие этой команды от онлайн-группы в том, что большинство умеют писать и читать. При этом кто-то пишет грифелем по Брайлю, а у кого-то получается быстрее печатать на клавиатуре. Руководитель проекта добивается, чтобы тексты создавались от руки, важно чтобы они появлялись одновременно, поскольку на занятии необходимо успеть выслушать всех.
Отличается и методика проведения встреч. Занятие начинается с определений: нужно по-своему объяснить какое-то понятие, дать его образную характеристику, подыскать сравнение. Можно использовать как простые, предметные слова, так и абстрактные. Ещё один приём, используемый на данном этапе, – это олицетворение.
Основная часть занятия – чтение вслух и обсуждение текстов, написанных за прошедшую неделю. Это могут быть как домашние задания, так и истории или стихи на собственные темы.
Если остаётся время, то руководитель объединения даёт на выбор три задания – определение понятий, стихотворную строчку и тему для сочинения рассказа. Кто-то успевает сделать одно задание, кто-то – все три: скорость работы у каждого своя.
На онлайн- и офлайн-встречах присутствуют разные участники – кому-то любопытно посмотреть, как проходит занятия; другие включаются в сочинительство, даже если пришли только как сопровождающие, а кого-то автор проекта привлекает сама – для разнообразия точек зрения и интонаций. Каждый участник получает возможность выбрать формат участия.
Все желающие могут присоединиться к встречам для совместного творчества.