ПУШКИНСКАЯ КАРТА

Slider

   

Кто придёт на помощь Каштанке?

Тарасевич, С. Кто придёт на помощь Каштанке? / Софья Тарасевич. – Текст: непосредственный. – Библиополе. – 2021. – №1. – С. 77-80.

Инклюзивный кукольный театр – современный инструмент реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Это эффективный метод культурной адаптации, способствующий личностной самореализации детей. Подобный формат уникален, поскольку обычное представление, где упор делается на зрелищность, не может дать ребёнку с проблемами зрения всей полноты восприятия литературного произведения: маленькие дети с нарушениями зрения  получают представление о мире в первую очередь за счет чувственного опыта запахов, тактильных ощущений, звуков.

Посредством данной методики специалисты Центра семейного чтения имени А. С. Пушкина ЦГБС г. Тюмени решили познакомить детей с нарушениями зрения с произведениями классиков и инициировали проект по созданию инклюзивного кукольного театра на базе своей библиотеки. Проект был поддержан во втором этапе грантового конкурса «#ТворитьДоброПросто», организованного Добровольческим движением Тюменской области.

Первый спектакль решили поставить к 160-летию со дня рождения А. П. Чехова по его рассказу «Каштанка». Из-за осложнения эпидемиологической обстановки премьера оказалась под угрозой. Однако библиотекари не стали отказываться от задуманного и перенесли часть проекта в онлайн-формат. Для этого сняли ряд видеороликов для группы «Пушкинка» в социальной сети «ВКонтакте». В сюжетах от лица кукол приглашали юных читателей побывать в волшебном Книжкограде, где «оживают» литературные герои. Снимать ролики (и не только!) для группы «Пушкинка» библиотекарям помогали волонтёры студенты кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образовании Тюменского государственного университета, приобретающие во время этой деятельности важные профессиональные навыки работы с особыми детьми.

Ребята записывали на камеру игры по тренировке речи и упражнения с элементами кинезиологии, полезные всем маленьким читателям без исключения, а не только детям с ОВЗ.

Ведущим репортажей выступил Учёный кот, который знакомил юных зрителей с процессом подготовки спектаклей и куклами – претендентами на главные роли. Также пушистый рассказчик предлагал проследить за приключениями «оживших» героев сказок.

Сюжеты собрали большое количество просмотров, что убедило сотрудников библиотеки в необходимости продолжать проект в онлайн-формате.

После частичного снятия ограничений участники проекта приступили к подготовке полноценного инклюзивного спектакля.

Драматическую линию спектакля выстраивали так, чтобы в определённые моменты можно было вступать в диалог со зрителями, разъяснять значения непонятных и незнакомых слов, предлагать прикоснуться к куклам, играть на музыкальных инструментах, но при этом сохранять общую динамику чеховского повествования.

Работая над постановкой, библиотекари овладели  навыками кукловождения. В этом деле помог известный тюменский кукольник С. В. Ильин. К работе привлекли и студентов ТюмГУ, которые во время  действия спектакля раздавали детям различные предметы, предоставляя им возможность почувствовать разный фактурный материал: древесная стружка, вата, использованная для имитации снега.

Большая работа была проделана и над звуковой палитрой спектакля: скрип двери, выстрел пистолета, шествие полка солдат, звуки цирка – всё это было органично вплетено в музыкальную партитуру.

Тщательно был продуман реквизит. Отчасти он был приобретён на средства гранта, однако многое пришлось делать библиотекарям своими руками.

«Каштанку» удалось представить публике в формате офлайн дважды. Первый раз спектакль состоялся на открытой площадке перед библиотекой в последние дни лета. На премьеру пригласили детей с ограниченными возможностями здоровья – читателей Центра семейного чтения имени А.С. Пушкина.

Ребята не только посмотрели спектакль, но и стали его участниками: по ассоциативным запахам древесной стружки представили мастерскую столяра Луки Александровича; сыграли в детском оркестре эпизод появления полка солдат, испугавших собаку; помогли героине подняться на галёрку в цирке, где её ждали прежние хозяева. А в конце спектакля для маленьких зрителей был сюрприз: на сцену вышла настоящая Каштанка, правда не такса (эта порода описана в произведении), а шпиц. Но встреча всё равно получилась незабываемая.

Спектакль сопровождался комментариями, а также слайдами большого формата и иллюстрациями к незнакомым словам. Они демонстрировались на экране импровизированной старинной шарманки. Это было сделано для детей с остаточным зрением.

Второй раз спектакль был показан учащимся младших классов начальной школы-детского сада №76 г. Тюмени. После представления юные зрители попробовали свои силы в роли кукловодов.

Проект продолжился постановкой по басням И. А. Крылова «Ларец мудрости». Но в связи с ухудшением  санитарно-эпидемиологической обстановки и введением новых ограничений представление было записано на видео.

 


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Год культурного наследия

Войти с помощью

Наши проекты

Школа цифровой грамотности

 

 

Актуальные конкурсы

Наши партнеры

Slider