ПУШКИНСКАЯ КАРТА

Slider

   

Библиотеки в удаленном режиме. Рекомендации ИФЛА

Макаров, В. А. Библиотеки в удаленном режиме: рекомендации ИФЛА ИФЛА / Виктор Александрович Макаров. – Текст: непосредственный // Библиотечное дело. 2020. №15. С. 35-39.

В данной статье представлен ресурс ИФЛА «COVID-19» и глобальная библиотечная сфера», в котором суммируется опыт библиотек, возобновляющих свою работу.

В зависимости от принятого в стране подхода, директора библиотек могут иметь больше или меньше свободы, принимая решение о возобновлении работы своего учреждения. И в тех странах, где директора принимают решение самостоятельно, важно, чтобы  у них была возможность опереться на чёткие  методические рекомендации и инструкции.

Как пример успешного подхода к возвращению библиотек к работе –  руководство, разработанное Японской библиотечной ассоциацией. В нём предложен четырехэтапный процесс восстановлении деятельности, учитывающий риски, связанные с заражением различных поверхностей, близкими контактами с людьми; способы использования помещений библиотек и общий уровень заражения в регионе.

Авторы ресурса ИФЛА сосредотачивают своё внимание  на нескольких ключевых пунктах для возобновляющих работу библиотек: ограничение количества людей в библиотеке; ограничение концентрации пользователей; поддержание надлежащего уровня гигиены в библиотеке; обеспечение безопасности персонала.

Различные библиотеки принимают разные меры, чтобы снизить количество посетителей и тем самым обеспечить соблюдение социальной дистанции. Например, в Макао и Гонконге публичные библиотеки ввели билеты для ограничения количества посетителей. Национальная библиотека Сербии пускала в свой читальный зал лишь до пяти человек одновременно, а некоторые школьные библиотеки в Женеве впускают и вовсе всего одного ученика. В Эстонии предложили правило «2+2», по которому группы должны состоять не более, чем из двух человек, и расстояние между ними должно быть не менее двух метров.

В Чикаго рассматриваются варианты предоставления услуг библиотеки за её пределами и разграничение времени посещения для определенных групп, например, для пожилых людей. В Португалии предлагается уделить особое внимание уязвимым группам населения и подчёркивается необходимость оказания помощи людям, не имеющим доступа к интернету дома.

В странах, где структура библиотечных зданий не позволяет соблюдать социальную дистанцию, правительства стараются не открывать библиотеки до тех пор, пока общий уровень риска не снизится.

Важно иметь в виду, что даже если размеры библиотеки теоретически позволяют обеспечить социальную дистанцию, в ряде помещений сделать это всё же затруднительно, поэтому некоторые библиотеки ограничивают зоны, открытые для посещения.

Другие способы ограничить время, которое читатели проводят с другими людьми, включают в себя следующие пункты: удаление лишней мебели, разрешение сидеть за одним столом только одному человеку;  маркировка части мебели как непредназначенной для использования или выделение каждому пользователю определённого места; увеличение расстояния между компьютерами или же разрешение резервировать места за компьютером только тем, у кого нет интернета дома.

Авторы ресурса подчеркивают, что во время пандемии ключевым моментом является строгое соблюдение правил гигиены, в том числе предоставление персоналу возможности часто мыть руки,  обеспечение средствами защиты и наличие дезинфицирующего средства для рук на входе. Сотрудникам особенно настоятельно рекомендуется регулярно мыть руки, а также разместить по зданию мусорные корзины для салфеток и других потенциально инфицированных  материалов. Возможно, необходимо будет научить сотрудников определять наиболее подверженные риску поверхности, чтобы уделить должное внимание именно их очистке.

Для дополнительной защиты сотрудников и посетителей многие библиотеки ввели строгие правила для пользователей в отношении ношения масок; сотрудники библиотеки проверяют температуру на входе и просят предъявить справку о состоянии здоровья. Некоторые библиотеки устанавливают разделительные экраны.

При осуществлении библиотекой платных услуг рекомендуется использовать способы бесконтактной оплаты или же просто упразднить плату, например, за услуги печати.

Материалы, к которым чаще всего прикасаются (журналы и газеты), необходимо помещать в карантин до тех пор, пока риск заражения не станет достаточно низким, или же предоставлять к ним доступ только людям в перчатках и масках.

Ключевым методом обеспечения безопасности персонала – своевременное предоставление ему информации, в особенности при изменении руководящих указаний. Это также позволит сотрудникам лучше ориентироваться при разъяснении пользователям  необходимости соблюдения правил.

Резюмируя содержание ресурса «COVID-19 и глобальная библиотечная сфера», автор статьи отмечает, что ИФЛА воспринимает библиотеку как важное звено в цепи антипандемических мер и разумного и ответственного участника процесса борьбы с COVID-19. Естественно, что библиотеки рассматриваются и как важная, если не ключевая, часть местных сообществ и гражданского сообщества в целом, призванная обеспечивать людей своевременной и достоверной информацией.


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Год культурного наследия

Войти с помощью

Наши проекты

Школа цифровой грамотности

 

 

Актуальные конкурсы

Наши партнеры

Slider