ПУШКИНСКАЯ КАРТА

Slider
   

«Соколята» учатся искать

Волкогонова, Ю. «Соколята» учатся искать / Юлия Волкогонова. – Текст : непосредственный // Библиотека.- 2020.- №7.- С. 10-14.

По наблюдениям специалистов Ореховской сельской библиотеки Алексеевского района Самарской области, современные дети мало заинтересованы в изучении истории страны, своей малой родины, своей собственной семьи. Школьники мало знают о прошлом, почти не читают книг о войне, мало осведомлены о жизни дедов и прадедов. Дети затрудняются в определении таких терминов, как «галифе», «телогрейка», «фуражка», «окоп» и т.д. Возможно, это естественный процесс, когда уходят из обихода вещи – исчезают слова. Однако с ними теряется понимание важности многих символов времени…

Чтобы донести информацию о событиях 75-й давности до детей, для того, чтобы она стала понятной, запомнилась, вызвала интерес, дала импульс к поисковой работе у библиотекарей родилась идея объединения ресурсов сельской библиотеки и музея, созданного в средней школе имени Героя Советского Союза Г. Н. Ковтунова с. Самовольно-Ивановка.

Были выделены следующие направления работы: поисковая, научно-исследовательская; сбор сведений о земляках – участниках Великой Отечественной войны; формирование фондов подлинных памятников истории 1941-1945 гг.; комплектование собрания копий; популяризация материалов, раскрывающих подвиг советского народа в Великой отечественной войне; проведение занятий в школе, библиотеке, Доме культуры, в учреждениях района и области; участие в патриотических акциях, посвященных памятным датам.

Налажено сотрудничество с руководителем поисково-исторического клуба Студенческого военно-патриотического объединения (СВПО) «Сокол СГАУ» подполковником Е. А. Ривкиндом, членами поискового отряда. А со студентами Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева в составе поискового отряда «Сокол» выезжал на «Вахту памяти-2018» сотрудник школы. Он подробно рассказал ученикам о поездке и показал свои находки: гильзы, патроны, каску и т.д. Рассказ вызвал большой интерес у подростков, которые выступили с инициативой создать в школе не только музей, но и свой поисковый отряд. Дети очистили экспонаты от ржавчины, покрасили витрины. В результате их деятельности появился выставочный уголок «Эхо войны».

Выставочная тема настолько увлекла подростков, что было принято решение сделать экспозицию мобильной. На сегодняшний день подготовлено уже пять таких выставок.

Готовят показ экспонатов дети и взрослые сообща. Это возможность для каждого члена объединения проявить себя и получить одобрение, как старших товарищей, так и сверстников-единомышленников.

Автор статьи, библиотекарь  Ореховской сельской библиотеки Юлия Волкоганова как педагог-руководитель школьного объединения готовит детский музейный актив. Обучение осуществляется в тесном сотрудничестве с работниками краеведческого музея, с привлечением консультантов из других учреждений культуры.

Особое место занимает полевая практика поисковиков: работа с металлоискателем, изучение основ ориентирования на местности, полевой лагерь. Старшеклассники самостоятельно организуют уроки мужества, патриотические акции, экскурсии, встречи с интересными людьми района и области, членами общественных ветеранских организаций («Союз генералов Самара», «Поисковое движение России»).

Для учащихся 2-6-х классов реализуется библиотечная программа «Маленькие герои Великой войны». Дети изучают биографии ребят, прошедших фронтовую закалку, по книгам и материалам, представленным Ореховской сельской библиотекой. Это произведения художественной литературы, документальные свидетельства очевидцев, фотографии, фильмы. Вместе с родителями они создают электронные презентации о членах своей семьи – защитниках Родины.

Поисковой и экскурсионной деятельностью дети начинают заниматься  в 5-7-х классах и продолжают до 11-го. За это время набираются полезных навыков, учатся творчески подходить к любому делу, свободно общаться и взаимодействовать с единомышленниками из других регионов. Проведение масштабных акций приносит опыт социальной практики: умение работать в коллективе, преодолевать трудности.

Таким образом, детские патриотические объединения становятся катализатором социального развития личности, даже дети с ограниченными возможностями здоровья, не боятся публичных выступлений, умеют взаимодействовать в команде, являются организаторами важных общешкольных дел.


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Войти с помощью

Наши проекты

Школа цифровой грамотности

 

 

Актуальные конкурсы

Наши партнеры

Slider