Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы усилила внимания государства и общества к проблемам детей-инвалидов. В этих условиях возрастает роль библиотеки как социального института, способного помочь детям с ограниченными возможностями.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – особая категория, недуг которых ведет к их изоляции от общества, затрудняя физическое, психическое, личностное развитие. Дети с проблемами здоровья изолированы в мире себе подобных, где всё приспособлено к дефекту ребенка, что ведет к низкой социальной адаптации, коммуникативным трудностям, замкнутости. Библиотека – единственное бесплатное учреждение культуры, досуга и неформального общения подрастающего поколения, которая способна посредством книги, чтения содействовать процессу социальной адаптации детей, имеющих проблемы со здоровьем.
Благодаря применениям средств артпедагогики дети с ограниченными возможностями здоровья реализуют себя в художественно–творческой деятельности, общаются с окружающим миром, адаптируются. Библиотека становится доступной средой для данной категории детей.
Цель программы:
Включение в библиотечное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья через творчество путем использования арт-педагогических средств: библиотерапии, изотерапии, игротерапии, ритмических, двигательных упражнений.
Задачи программы:
- содействие общему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение коммуникативных навыков у детей;
- организация социально полезного и развивающего досуга для особых детей и их родителей;
- содействие развитию детей в атмосфере совместного семейного творчества;
- продвижение и развитие библиотечных методов и приемов в развитии и воспитании детей с ОВЗ;
- расширение доступа в библиотеку детям с ограниченными возможностями здоровья.
Целевая аудитория:
Дети с ограниченными возможностями здоровья, их родители.
Основные методы/формы реализации программы:
Арт-педагогические блоки:
- Игротерапия применяется как адаптированная игра с учетом особенностей и возможностей детей .
- Изотерапия – реализуется в творческих мастерских, где дети вместе с родителями создают своими руками из безопасных для здоровья материалов работы творческого характера.
- Применяется вид библиотерапии сказкотерапия – рассказывается (читается) сказка в доступной для детей форме с использованием наглядных средств: мягкие игрушки, настольный театр, пальчиковый театр, перчаточные куклы.
- Ритмические двигательные упражнения используются для снижения мышечного напряжения, физической и эмоциональной реабилитации.
Срок реализации программы: 2017- 2021 гг.
Руководитель программы:
Клеменищева Ксения Георгиевна, библиотекарь 1 категории отдела подросткового и молодежного чтения
Тел. для справок: (3842) 36-69-33.