Новости

Дятлова, О. Весёлые пальчики / О. Дятлова // Библиотека.- 2018.- №9.- С. 70-73.

Опытом работы по развитию тактильной чувствительности у детей делится ведущий библиотекарь Областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих г. Кемерово Оксана Дятлова.

У многих малышей с нарушением зрения можно наблюдать низкий уровень осязательной чувствительности. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук таких детей оказываются вялыми или слишком напряженными. Эти факторы сдерживают развитие тактильной чувствительности.

В Кемеровской области существуют общеобразовательные и специальные школы для детей с нарушениями зрения, а также дошкольные коррекционные учреждения. Но в этих учреждениях нет кружков и объединений, где в увлекательной форме изучались бы азы методики Брайля перед поступлением в школу. Кемеровская областная специальная библиотека предоставляет малышам и их родителям такую возможность.

Чтобы легче осваивать азбуку Брайля, пальцы ребенка должны быть достаточно развитыми, сильными, ловкими. Поэтому в Центре для детей с ограничением зрения была разработана программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики и осязания «Весёлые пальчики»,  рассчитанная на детей 4-6 лет.

Выбор данной категории обусловлен тем, что в этом возрасте у ребенка идет интенсивное развитие речи, мышления, внимания.

Для того чтобы сделать каждое занятие интересным для дошколят, библиотекари постоянно изучают опыт педагогов-дефектологов, тифлопедагогов, воспитателей коррекционных групп. Опираясь на полученные знания, все методы и средства применяются с учетом особенностей каждого подопечного.

Изучение специальной литературы позволяет составлять тематические подборки для родителей, которым непросто ориентироваться в огромном потоке сведений из-за большой занятости.

Родителям, пришедшим с детьми, интересно как проходят занятия. Их присутствие приветствуется на занятиях. В конце занятия подводятся итоги, объясняется, на что направленно  то или иное упражнение, какие пособия использованы.

Занятия проводятся с каждым ребенком индивидуально – с учетом его сохраненных анализаторов и особенностей восприятия.

Все занятия делятся на три раздела:

  • игры и действия с предметами;
  • лепка;
  • аппликация.

Продолжительность одного занятия – 20 минут. Занятие проводится один раз в неделю в удобное для ребенка и родителей время и состоит из двух частей:

  • упражнение для рук (пальчиковая гимнастика, самомассаж);
  • ознакомление ребенка с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное обследование предметов, лепка, конструирование, аппликация).

Прежде чем приступить к занятиям, важно познакомиться с ребенком и узнать у родителей об интересах малыша, о том, какой вид творчества приносит ему удовольствие, чего он боится, что ему не нравится. Каждая встреча должна сопровождаться  положительными эмоциями, желанием узнавать, что-то новое и с нетерпением ждать продолжения.


Войти с помощью

Наши проекты

Школа цифровой грамотности

Интеллектуальная продленка

авторский курс «Создание веб-сайтов»

Актуальные конкурсы

Slider

Наши партнеры

Slider