ПУШКИНСКАЯ КАРТА

Slider

   

Читаем и играем. Из опыта работы по привлечению детей к чтению

Николаева,  Н. С. Читаем и играем. Из опыта работы по привлечению детей к чтению / Наталия Сергеевне Николаева. – Текст: непосредственный // Библиотечное дело. – 2021. –  №17. – С. 33-35.

Игровые технологии сохраняют лидирующие позиции в процессе обучения и воспитания детей и подростков. Центральная городская детская библиотека им. А. С. Пушкина активно использует их в своей работе по продвижению чтения среди подрастающего поколения.

В Библиотеке накоплен большой опыт по созданию интеллектуальных игр для детей и юношества: по литературным произведениям, исторические игры-реконструкции, игры естественнонаучного содержания, квизы, квесты.

В практической деятельности Центральной городской детской библиотеки им. А. С. Пушкина оказались востребованы игры по литературным произведениям, а именно – игра-путешествие, посвященная  определённой книге-юбиляру. Интерактивная игра-путешествие по книге-юбиляру является частью масштабного проекта, проводимого в дни весенних школьных каникул при взаимодействии библиотеки с Государственным Эрмитажем, Союзом детских библиотек Санкт-Петербурга и при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Так, в 2018 г. в  рамках Недели детской книги библиотекой была разработана и представлена широкой публике интерактивная игра-путешествие «По следам капитана Гранта…», посвященная 150-летию со дня публикации на русском языке романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта».

В 2019 г. в Главном штабе Государственного Эрмитажа,  была представлена игра-путешествие «Волшебник Изумрудного города», приуроченная к двойному юбилею одноименной книги  А. М. Волкова. А в 2020 г. подготовлена игра-путешествие «Приключения барона Мюнхаузена» по книге Р. Э. Распе. В силу сложившейся по всему миру  обстановки игра прошла во время Недели детской книги уже в виртуальном формате.

Предложенная форма игры направлена на привлечение внимания детей к лучшим образцам мировой классической литературы, формированию познавательных компетенций, социализации подрастающего поколения. Через игру-путешествие происходит общение и творческое взаимодействие родителей и детей.

Игра-путешествие состоит из тематических локаций, определённых сюжетом книги-юбиляра. Каждая локация представляет собой объёмные сборно-разборные конструкции, выполненные из экологически чистых и безопасных для детей материалов. Например, в игре «Волшебник Изумрудного города» были выделены такие локации, как «Поле с пугалом Страшилой», «Лес с железным Дровосеком», «Маковое поле», «Пещера с трусливым львом», «Замок Бастинды».

На красочно оформленных конструкциях размещаются задания или игровые активности, связанные с текстом книги. Участникам игры предлагается, подобно героям произведения, совершить путешествие, передвигаясь от одной локации к другой. Для прохождения игры разрабатывается маршрутный лист с различными заданиями, с помощью которых участники могут вспомнить те или иные события книги. Если же участники затрудняются вспомнить содержание книги, они всегда могут взять произведение в фонде библиотеки и перечитать отдельные главы или найти правильные ответы. Таким образом, интерактивная игра способствует глубокому познанию текста.

Игровое пространство организуется с учетом возрастных особенностей как детской, так и взрослой аудитории, а конструктивные элементы локаций в процессе игры оказывают воздействие на разные органы чувств.

Возрастная градация учитывается в построении маршрута, использовании различных носителей информации, заданий, предусматривающих смену видов деятельности детей. Это способствует снижению усталости и повышению интереса к игре, а, соответствен, и к сюжету книги. Продолжительность прохождения маршрута составляет от 45 до 90 минут.

В зависимости от возраста ребенок может пройти маршрут самостоятельно или вместе с взрослым (родителем, педагогом). В случае затруднения помощь оказывают волонтёры, которые  подсказывают, как следует выполнять то или иное задание, а также делают отметки о правильности их выполнения в маршрутном листе, стимулируют и поощряют игроков, выдавая небольшие сувениры. В качестве волонтёров выступают студенты учебных заведений города или дежурные библиотекари.

Любая из игр-путешествий призвана в игровой форме привлечь внимание детей к книге и чтению, способствует развитию коммуникативных навыков мышления у детей и подростков. Данный вид игр направлен на развитие семейного чтения, на активное взаимодействие родителей с детьми, способствуют укреплению связей между разными поколениями. Многие задания игры составлены таким образом, что ребенок для их выполнения обращается за помощью к взрослому или же ребенок и родитель, проходя игру, вместе испытывают эмоциональные переживания, что делает их сопричастными к тому или иному событию и сплачивает семью.

Вход на интерактивную игру-путешествие свободный. В отдельной зоне экспозиции можно было получить Единый читательский билет в библиотеки Санкт-Петербурга.

Игры имели большой резонанс и многочисленные положительные отзывы посетителей в СМИ.

По завершению Недели детской книги игра-путешествие отправляется в путь по библиотекам Санкт-Петербурга и Северо-Запада России, приглашая к участию всех желающих – детей и взрослых.

 


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Год культурного наследия

Войти с помощью

Наши проекты

Школа цифровой грамотности

 

 

Актуальные конкурсы

Наши партнеры

Slider