ПУШКИНСКАЯ КАРТА

Slider

   

Создание цифровых изданий для детей в публичной библиотеке: успехи и проблемы

Петрич, Д. Создание цифровых изданий для детей в публичной библиотеке: успехи и проблемы / Даниела Петрич. – текст: непосредственный  / Школьная библиотека: сегодня и завтра. – 2020. –№6. – С. 34-41.

В статье представлен опыт публичной библиотеки им. Франа Галовича, расположенной в небольшом средневековом хорватском городе Копривница.

Одна из целей библиотеки сохранение местных традиций и культурного наследия. Как отмечают библиотекари, для детей не хватает краеведческой литературы  по истории, мифов и легенд. Современные дети не знают о целом спектре волшебных мифологических существ, рассказами о которых люди пытались объяснить неизвестные им чудеса природы.

Это и подтолкнуло библиотекарей к воплощению в жизнь проекта по созданию цифровых изданий для детей.

В мае 2018 года запущен проект «Принцесса на краю света: инновационный и творческий проект по поощрению чтения детей в цифровой среде», который был профинансирован Министерством культуры Республики Хорватия.

Основными целями проекта стали: приобщение детей к чтению с помощью цифровых технологий; развитие их творчества и креативности  посредством междисциплинарного обучения.  

В список конкретных задач проекта вошли: развитие навыков и способностей активно слушать и пересказывать; обогащение словарного запаса; развитие воображения и креативности; формирование цифровых компетенций путем объединения мира сказок (культурного наследия) с миром цифровых технологий; использование технологий для поощрения чтения полезными, творческими и инновационными способами; стимулирование детей к работе с материалом для воспитания экологического образа жизни и продвижения добровольчества.

Реализация проекта проходила в течение полугода. На основе творческих мастерских были созданы иллюстрированные книги, сочетающие литературное и художественное творчество детей. В первой части проекта дети изучали и исследовали местную историю и мифологию, а затем создавали собственные истории посредством свободного их толкования, а также перенимали основные элементы сказки (сверхъестественные существа, заманчивые герои, уроки морали, счастливый конец). В течение второго этапа дети учились проектировать, создавать и публиковать иллюстрированные книги в цифровом формате.

Всего было организовано восемь семинаров с общим количеством участников 115 человек. Более 50 детей в возрасте от 5 до 12 лет пришли в библиотеку, чтобы изучить и узнать историю родного края,  местные мифы и легенды.

Для детей очень важно было  создавать что-то новое для себя и своих сверстников. Они развивали своё творчество в написании и создании иллюстраций для книг: использовали разные техники (цветные карандаши, маркеры, акварель) для рисования собственных персонажей. Они повышали свои навыки в области ИКТ, оцифровывая сказки,  обучаясь сканированию, используя программные средства для редактирования текста и изображений и инструменты для интернет-публикаций. Чтобы создать книжки с картинками, доступные для детей с трудностями в чтении, были изучен и использован специальный шрифт и создан аудиоформат.

Окончательным результатом проекта стали восемь электронных иллюстрированных книг.

Одной из самых больших проблем, с которой столкнулись  специалисты библиотеки,  была разработка персональной модели для издания цифровых иллюстрированных книг. В итоге был использован бесплатный  доступный инструмент для публикации иллюстрированных книг «Book Creator»  (он оказался оптимальным вариантом для такого вида работы). Этот инструмент даёт возможность записывать звук и использовать специальный шрифт для лиц с дислексией.

Осуществить проект удалось благодаря партнерству с местной писательницей Иваной Кранжелич, детьми и их родителями. В проекте участвовала команда библиотекарей, которые организовывали и продвигали семинары, готовили материалы,  фотографировали,  заботились об администрировании, искали информацию, оцифровывали контент, редактировали текст и книги в графическом виде, записывали звук и публиковали электронные иллюстрированные книги.

 Для популяризации изданий были созданы рекламные материалы для детей, детских садов и школ, которые разместили в различных средствах массовой информации.

Дизайн рекламных материалов был выполнен компанией «2che» из Копривницы. Они разработали логотип, слоган, рекламные приглашения, плакаты с QR-кодам, которые ведут к цифровым иллюстрированным книгам, восемь закладок с титульными страницами и QR-кодами, рюкзаки для детей.

Библиотекари проводили часы рассказывания историй в детских садах и в Центре помощи детям, читали книги в мобильной библиотеке и во время групповых посещений детских садов и школ.

В дальнейшем библиотекари планируют создать «Звучащие  цифровые истории». Для этого необходимо оснастить выделенное помещение библиотеки палаткой, компьютером и динамиком Bluetooth  Так будет создано привлекательное место для детей, где они могут читать и слушать цифровые истории. Также в планах публикация традиционной книги.


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Войти с помощью

Наши проекты

Школа цифровой грамотности

 

 

Актуальные конкурсы

Наши партнеры

Slider