Праздникотерапия, или терапия радостью, — это возможность окунуться в детство и расслабиться, выплеснуть свои эмоции. Праздникотерапия предполагает активное участие всех участников в процессе праздника.
Редактор журнала Игорь Увенчиков считает, что праздникотерапия — это, прежде всего, человеческое отношение ко всем окружающим, друг к другу, к самим себе. Когда где-то в разговоре произносишь термин «праздникотерапия», окружающим кажется, что речь пойдет о больных детишках, которых будут развлекать клоуны. Нет, понятие «праздникотерапия» намного глубже и шире.
Здоровым людям тоже нужна защитная терапия — от окружающей агрессивной среды, от нетерпения, злобы, а порой и открытой ненависти? Нужны положительные эмоции, радость и обычное человеческое счастье? А где позитивные эмоции, там и здоровье.
Праздникотерапия — это лекарство, которое необходимо прописывать всем подряд и особенно детям, которые по каким-то причинам имеют трудности общения с окружающим миром. Для таких детей участие в праздничном действии дает возможность сбросить напряжение, избавиться от депрессии, побуждает активизироваться физически и умственно в спонтанном выражении, погружает участников в атмосферу эмоционального комфорта.
Праздники помогают детям (семьям с детьми) с ограниченными возможностями, детям из «неблагополучных» социальных групп выйти из изоляции, завести новых друзей, радоваться жизни, способствуют улучшению их психологического состояния, помогают обрести уверенность в своих силах и с оптимизмом смотреть в будущее.
Цель программы: социализация ребёнка через участие в праздничных мероприятиях.
Задачи программы:
Целевая аудитория: дети с ограниченными возможностями, дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, «трудные подростки», дети-сироты и другие «неблагополучные» социальные группы.
Основные методы/формы реализации программы: праздничные программы.
Срок реализации программы: 2014–2020 гг.
Руководитель программы: Сапожникова Елена Евгеньевна, заведующий отделом организации досуга и координации массовой работы.
Тел. для справок: +7 (3842) 36-72-97.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы усилила внимание государства и общества к проблемам детей-инвалидов. В этих условиях возрастает роль библиотеки как социального института, способного помочь детям с ограниченными возможностями.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — особая категория, недуг которых ведет к их изоляции от общества, затрудняя физическое, психическое, личностное развитие. Дети с проблемами здоровья изолированы в мире себе подобных, где всё приспособлено к дефекту ребенка, что ведет к низкой социальной адаптации, коммуникативным трудностям, замкнутости. Библиотека — единственное бесплатное учреждение культуры, досуга и неформального общения подрастающего поколения, которая способна посредством книги, чтения содействовать процессу социальной адаптации детей, имеющих проблемы со здоровьем.
Благодаря применению средств артпедагогики дети с ограниченными возможностями здоровья реализуют себя в художественно-творческой деятельности, общаются с окружающим миром, адаптируются. Библиотека становится доступной средой для данной категории детей.
Цель программы: включение в библиотечное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья через творчество путем использования арт-педагогических средств: библиотерапии, изотерапии, игротерапии, ритмических, двигательных упражнений.
Задачи программы:
Целевая аудитория: дети с ограниченными возможностями здоровья, их родители.
Основные методы/формы реализации программы (арт-педагогические блоки):
Срок реализации программы: 2017–2021 гг.
Руководитель программы: Клеменищева Ксения Георгиевна, библиотекарь 1 категории отдела подросткового и молодежного чтения.
Тел. для справок: +7 (3842) 36-69-33.
Сегодня библиотека обязана работать с детьми с ОВЗ, это обусловлено рядом положений нормативных документов (ФЗ «О библиотечном деле», Конституция РФ, Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки, Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки, Концепция библиотечного обслуживания детей в России на 2014–2020 гг. и др.). Благодаря художественно-творческой деятельности, мастер-классам, ребята общаются с окружающим миром, адаптируются. Библиотека становится доступной средой для данной категории.
«Особые мастерские» — своеобразный семейный клуб, где собираются семьи — родители и их особые дети. Библиотекари и волонтеры проводят творческие мастер-классы, познавательные программы, направленные на развитие мелкой моторики рук, пальчиков.
Цель программы: включение в библиотечное пространство детей с ОВЗ через творческие мастер-классы.
Задачи программы:
Целевая аудитория: дети с ограниченными возможностями здоровья.
Основные методы/формы реализации программы: мастер-классы абсолютно разные в техниках, по степени сложности: торцевание, бумагопластика, пластилинография, скрапбукинг, работа с фетром, тканями, гофрированной бумагой и др.
Партнеры Программы: сайт для родителей «КемДетки» (http://www.kemdetki.ru).
Срок реализации программы: 2013–2021 гг.
Руководитель программы: Клеменищева Ксения Георгиевна, библиотекарь 1 категории отдела подросткового и молодежного чтения.
Тел. для справок: +7 (3842) 36-69-33.
Программа направлена на решение проблемы социальной адаптации ребёнка. Организуются выездные мероприятия в специализированные детские учреждения. Проводятся занятия с применением методик библиотерапии и арттерапии. Доступ к информационным ресурсам крайне ограничен, программа позволяет обеспечить этой категории детей равные возможности в получении информации, открывает новые возможности для интеллектуального и творческого развития.
Целевая аудитория: дети младшего школьного возраста.
Цели программы:
Задачи программы:
Основные методы/формы реализации программы:
Интегрированные занятия с элементами:
Партнеры программы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 101».
Срок реализации программы: 2017–2021 гг.
Руководитель программы: Серкова Оксана Владимировна, ведущий библиотекарь отдела обслуживания детей и молодежи.
Тел. для справок: +7 (3842) 35-19-43.
Студия творчества «Тимошка» работает в библиотеке в рамках партнерского проекта «Добрые выходные», реализуемого с привлечение волонтеров. Основные участники проекта - дети с ограниченными возможностями здоровья. Возраст участников – от 6 лет.
Для участников студии проводятся: мастер-классы, творческие занятия, интерактивные спектакли и фольклорно-игровые программы.
Основная цель проекта – помочь детям легче адаптироваться в обществе
На наших занятиях дети могут творить, придумывать, делиться радостью и оптимизмом, обмениваться своими идеями с друзьями, достигать важные навыки и открывать в себе удивительные способности. Благодаря необычным заданиям у детей развивается воображение, абстрактное и образное мышление. Участники используют непривычные материалы для создания объемных композиций, осваивают разные техники, учатся фантазировать и обсуждать идеи с другими членами клуба, свободно и открыто формулировать свои желания, выбирать необходимые материалы и инструменты для работы над воплощением замысла, а также к его результатам, развивать самостоятельность мышления и действий, любознательность и творческую активность.
Занятия проводятся сотрудниками библиотеки и Татьяной Тимофеевой, волонтером фонда «Детское сердце», «Службы лечебной педагогики» и кризисного центра «Катарсис».
Студия работает каждое воскресенье с 13.00 до 15.00.
Место проведения: г. Кемерово, ул. Арочная д.21а, 3 этаж (отдел творческого и эстетического развития).
Условия участия: занятие бесплатные.
Справки по телефону: +7 (3842) 36-46-42.