Случай из жизни города N

Если потерпевший несовершеннолетний

В тех случаях, когда потерпевшим является несовершеннолетний или лицо, по своему физическому или психическому состоянию лишенное возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, в соответствии с частью 2 статьи 45 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители или представители.

Если у суда имеются основания полагать, что законный представитель действует не в интересах несовершеннолетнего потерпевшего, то суд выносит постановление (определение) об отстранении такого лица от участия в деле в качестве законного представителя потерпевшего. При этом судья разъясняет порядок обжалования этого решения и принимает меры к назначению в качестве законного представителя несовершеннолетнего другого лица или представителя органа опеки и попечительства.

Решая вопрос о вызове в судебное заседание законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего, суд руководствуется перечнем лиц, которые могут быть признаны таковыми. Согласно пункту 12 статьи 5 УПК РФ. При этом следует иметь в виду, что функции законного представителя потерпевшего в судебном разбирательстве прекращаются по достижении последним возраста 18 лет.

Если несовершеннолетний потерпевший не имеет родителей, проживает один или у лица, не являющегося родственником и не назначенного надлежащим образом его опекуном или попечителем, в качестве законного представителя несовершеннолетнего в судебное заседание вызывается представитель органа опеки и попечительства.

Правовой порядок заключения соглашения об уплате алиментов

Практика показывает: алименты чаще всего взыскиваются по решению суда. Однако Семейным кодексом Российской Федерации предусмотрен еще один вариант алиментных отношений – по соглашению сторон. Соглашения об уплате алиментов предусмотрены ст.ст. 99-105 Семейного кодекса Российской Федерации.

Соглашение об уплате алиментов – это гражданско-правовой договор. К порядку его заключения, исполнения, расторжения и признания недействительным применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации. Несоблюдение установленной законом формы соглашения об уплате алиментов влечет за собой неблагоприятные последствия (п.1 ст.165 ГК РФ).

Гражданско-правовой договор об уплате алиментов является:

  • безвозмездным, когда одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения встречного предоставления (п.2 ст.423 ГК РФ);
  • односторонним, когда одна сторона несет обязанность уплачивать алименты, а другая сторона имеет право требовать уплаты алиментов;
  • консенсуальным, то есть заключенным с момента достижения соглашения в установленном законом форме.

С момента заключения соглашения возникают права и обязанности:

  • сторонами соглашения об уплате алиментов являются: лицо, обязанное уплачивать алименты, и лицо, имеющее право получать алименты.

Уплачивающей стороной могут быть:

  • родители, которые обязаны содержать своих несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей;
  • совершеннолетние дети, обязанные содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей;
  • другие лица (ст.ст.80,85, 87,90, 93-97 СК РФ).

При недееспособности лица, обязанного выплачивать алименты, и (или) получателя алиментов соглашение заключается между законными представителями этих лиц. Не полностью дееспособные лица заключают договор о выплате алиментов с согласия их законных представителей.
Соглашение об уплате алиментов может заключаться между лицом, обязанным уплачивать алименты, и лицом, уполномоченным их получать. Соглашение об уплате алиментов относится к сделкам, которые по своему характеру могут быть совершены только лично, и заключение таких соглашений через представителей по доверенности недопустимо.

Государственные пособия гражданам, имеющим детей

Гарантированная Конституцией Российской Федерации защита материнства, отцовства и детства реализована в системе мер социальной поддержки и выплате  государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Федеральным законодательством установлены единовременные выплаты и ежемесячные пособия, связанные с рождением и воспитанием ребенка. К ним относятся  пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;  единовременное пособие при рождении ребенка;  ежемесячное пособие по уходу за ребенком;  ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;  единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;  ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; пособие по временной нетрудоспособности при уходе за заболевшим ребенком.

Государственные пособия назначаются и выплачиваются гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации, временно проживающим на территории Российской Федерации и подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранным гражданам и лицам без гражданства. Право на получение пособия имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусматривает право женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего либо последующего, ребенка, а также мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки. Законом Кемеровской области от 25.04.2011 № 51-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей» установлена дополнительная мера социальной поддержки семей, имеющих детей, в виде предоставления областного материнского (семейного) капитала в размере 130 тыс. рублей.

Малоимущие семьи имеют право на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, налоговые льготы в отношении сумм, полученных в виде адресной социальной помощи.

Кроме того, законодательством Кемеровской области предусмотрены единовременное пособие гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; денежная компенсация части родительской платы за содержание ребенка в детском саду; материальная помощь выпускникам общеобразовательных школ; ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей в период после 31 декабря 2012 года по 31 декабря 2015 года, имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, до достижения ребенком возраста трех лет.

 Государственные пособия не могут быть назначены гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении, лишенным родительских прав либо ограниченным в родительских правах и гражданам Российской Федерации, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

 Плахотя Анжелика Валерьевна ст. помощник прокурора  Центрального района г. Кемерово 

О социальной защите инвалидов в Российской Федерации

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для инвалидов предусмотрена индивидуальная программа реабилитации. Ее отсутствие признается существенным нарушением прав инвалида, поскольку она является основанием для получения компенсации за непредоставленные либо приобретенные за свой счет технические и иные средства и услуги.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями» от 30.07.1994 № 890 детям-инвалидам гарантировано бесплатное предоставление необходимых лекарственных средств.

Федеральным законодательством установлены дополнительные гарантии и закреплены права детей-инвалидов на:

  • санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их гражданина, а также право детей-инвалидов бесплатного проезда к месту лечения и обратно, в том числе гражданина, сопровождающего ребенка-инвалида (ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи»);
  • создание необходимых условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ»);
  • предоставление скидки не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг (в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению) (ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);
  • обеспечение специальными средствами реабилитации, в том числе для передвижения (кресла-коляски), специальные средства для самообслуживания и ухода (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду»);
  • первоочередной порядок детей-инвалидов и детей, один из родителей которых является инвалидом, обеспечения местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях (Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» от 02.10.1992 № 1157);
  • предоставление бесплатных специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (ст. 79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Таким образом, государство устанавливает детям-инвалидам гарантии реализации их прав и законных интересов. Актуальными задачами социальной политики в этой сфере является обеспечение их равными возможностями со всеми гражданами Российской Федерации в реализации прав и свобод, устранение ограничений жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни и активно участвовать во всех сферах жизни общества.

Что необходимо знать при выезде за пределы России с несовершеннолетними

Законодателем в статье 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусмотрены основания для ограничения прав гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 16 данного закона во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации, предусмотренных статьёй 15 настоящего Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган выдаёт гражданину Российской Федерации уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.

Между тем согласно статье 21 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в случае, если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своём несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке.

Порядок подачи заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2003 № 273 «Об утверждении Правил подачи заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации».

В силу указанного постановления Правительства Российской Федерации заявление подаётся лично одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту жительства (пребывания).

Однако действующим законодательством не предусмотрена обязанность ФМС России и его территориальных органов уведомлять о принятии решения о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина второго родителя или иного лица, на попечении которого находится несовершеннолетний гражданин.

На практике возникает ситуация, когда о принятом территориальным органом ФМС России в соответствии с заявлением одного из родителей решении о временном ограничении выезда за пределы Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина становится известно только в пункте пропуска через Государственную границу России.

Тем самым право второго родителя на судебное разрешение возможности выезда за пределы России своевременно реализовано быть не может. Особую озабоченность вызывает ситуация с выездом за пределы страны в целях лечения или оздоровления детей.

Таким образом, планируя выезд за границу с ребёнком, в случае разлада или иных проблем в семье, целесообразно уточнять в территориальном УФМС России о наличии заявления одного из родителей, усыновителя, опекуна или попечителя несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации о несогласии на выезд пределы Российской Федерации. Это позволит в дальнейшем своевременно устранить в судебном порядке препятствие на выезд.

Временная передача детей-сирот в семьи

Прокуратура Центрального района г. Кемерово информирует:

Временная передача детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации В целях обеспечения воспитания и гармоничного развития детей, помещенных под надзор организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализации ими конституционного права жить и воспитываться в семье, законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации) предусмотрена возможность временной передачи воспитанников в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Временная передача детей в семью граждан осуществляется на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней, на срок не более чем три месяца, который при наличии исключительных обстоятельств может быть продлен. На период пребывания детей в семьях граждан организация обеспечивает их продуктами питания или денежной компенсацией на их приобретение.

Порядок и условия осуществления данной процедуры установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации».

Для принятия ребенка в свою семью гражданин подает в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявление о временной передаче ребенка (детей) в свою семью (в свободной форме) с приложением копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и предъявляет оригинал.

Одновременно гражданин должен представить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в его семью или имеющееся у гражданина заключение о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном или попечителем. Заключение выдается органом опеки и попечительства по месту жительства гражданина и действительно в течение 2 лет со дня его подписания.

На принятие гражданином ребенка (детей) в свою семью необходимо получить согласие совместно проживающих с гражданином совершеннолетних, а также членов его семьи, достигших 10-летнего возраста, выраженное в письменной форме.

Решение о временной передаче ребенка в семью организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимает в течение 7 дней со дня предоставления документов, оказывая содействие в подборе ребенка (детей) и обеспечивая знакомство и первичный контакт гражданина с ребенком (детьми).

Длительность, периоды и конкретные сроки пребывания ребенка в семье гражданина определяются организацией по согласованию с гражданином с учетом обеспечения непрерывности процессов обучения, лечения или реабилитации (социальной, медицинской, психологической, педагогической) ребенка. При подборе семьи гражданина для конкретного ребенка, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье учитывается пожелание ребенка.

Гражданин, в семью которого временно передан ребенок, несет ответственность за его жизнь и здоровье в период временного пребывания в семье.

Плахотя А.В., помощник прокурора Центрального района г. Кемерово

Информационная безопасность несовершеннолетних

Прокуратура Центрального района г. Кемерово информирует:

Информационная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

В ст. 17 Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка.

Если информация и материалы, доступные в сети Интернет и в библиотеках образовательных учреждений, содержат запрещенную информацию в Российской Федерации, то право на доступ к ним подлежит ограничению. В связи с этим необходимо обеспечить подрастающему поколению информационную безопасность.

В настоящее время действует Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», призванный регулировать отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную продукцию; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; содержащая информацию порнографического характера; о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия) и иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Плахотя А.В., помощник прокурора Центрального района г. Кемерово

Право бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими восемнадцати лет

Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Доступность указанных объектов позволяет реализовать детям свое желание участвовать в культурной жизни общества.

В соответствии с нормой ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (утверждены Верховным Советом Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1) лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право на бесплатное посещение музеев один раз в месяц. Лицам, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам, предоставляется право на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев не реже одного раза в месяц.

Порядок бесплатного посещения музеев регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.1999 № 1242 «О порядке бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими восемнадцати лет», которым установлено, что: день работы музея с бесплатным посещением для лиц, не достигших восемнадцати лет, определяется органами управления музея и доводится до сведения посетителей; информация о порядке бесплатного посещения музея лицами, не достигшими восемнадцати лет, размещается в доступных для посетителей зонах музейных зданий и в средствах массовой информации; в день, установленный для бесплатного посещения музея лицами, не достигшими восемнадцати лет, обслуживание других категорий посетителей осуществляется на общих основаниях.

Плахотя А.В., помощник прокурора Центрального района г. Кемерово

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

В соответствии со статьей 87 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

Уголовным кодексом предусмотрен отдельный раздел, регламентирующий порядок назначения наказания, а так же виды наказаний, применяемых к лицам, совершившим преступления в несовершеннолетнем возрасте. В соответствии со статьей 88 УК РФ несовершеннолетним могут быть назначены следующие виды наказаний:

1. Штраф. Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Размер штрафа варьируется от 1 до 50 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

2. Лишение права заниматься определенной деятельностью. Данный вид наказания включает в себя, по сути, две разновидности наказания: 1) запрет занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления; 2) запрет заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. В случае применения названного наказания к несовершеннолетним преступникам возможно применять только вторую разновидность наказания - лишение права заниматься определенной деятельностью. Это предопределено тем, что правом поступления на государственную и муниципальную службу обладают граждане РФ, которым исполнилось не менее восемнадцати лет.

3. Обязательные работы. Обязательные работы несовершеннолетним назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются ими в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать 2 часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет - 3 часов в день.

4. Исправительные работы. Особенность назначения исправительных работ несовершеннолетним осужденным заключается лишь в сокращенном сроке наказания - до 1 года. В остальном на осужденных несовершеннолетних распространяются общие требования назначения данного вида наказания, в том числе нижний предел исправительных работ - 2 месяца. Исправительные работы отбываются либо по основному месту работы осужденного (в случае наличия такового) либо в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, но в районе места жительства осужденного, при этом из заработной платы осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленным приговором суда, в пределах от 5 до 20%

5. Ограничение свободы. Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному определенных ограничений, в том числе не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования и тому подобных. В отношении несовершеннолетних ограничение свободы назначается только в качестве основного вида наказания на срок от 2 месяцев до 2 лет.

6. Лишение свободы на определенный срок. Данный вид наказания назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступление в возрасте до 16 лет, на срок не свыше 6 лет лишения свободы. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а так же остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше 10 лет лишения свободы. Несовершеннолетние преступники отбывают наказание в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до 16 лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а так же остальным несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

Кроме того, следует отметить, что президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон «О внесении изменений в статью 54 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 69 и 72 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации». Федеральный закон принят Государственной Думой 11 ноября и одобрен Советом Федерации 19 ноября 2014 года.

Федеральным законом предусматривается исключение из УК РФ и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации положений, касающихся назначения и исполнения наказания в виде ареста в отношении несовершеннолетних, поскольку статьёй 88 УК РФ арест не отнесен к видам наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

В связи с этим в часть вторую статьи 54 УК РФ вносится изменение, в соответствии с которым наказание в виде ареста не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста.

Соответственно, из статей 69 и 72 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исключаются положения, регламентирующие порядок и условия исполнения наказания в виде ареста в отношении несовершеннолетних осужденных, а также их материально-бытовое и медицинское обслуживание.

До принятия указанного Федерального закона, в соответствии со статьей 54 УК РФ, арест не назначался лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста.

Правила организованной перевозки группы детей автобусами

В целях повышения безопасности перевозок детей автомобильным транспортом постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1177 утверждены Правила организованной перевозки группы детей автобусом (далее – Правила).

Правила определяют задачи и требования, предъявляемые к организованной перевозке детей автобусами, основные обязанности должностных лиц и водителей автобусов.

Новые требования к организованной перевозке несовершеннолетних пассажиров начали действовать с 01.01.2014, за исключением требований к автобусам. Начиная с 01.07.2015 года для осуществления организованной перевозки группы детей должен быть использован автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, соответствующий по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущенный в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащенный в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации.

К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее 1 года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения.

Согласно Правилам, организованной считается группа из 8 и более детей. Дети до 7 лет могут быть включены в группу только при условии нахождения автобуса в пути не более четырех часов.

Предельно четко оговорен в Правилах порядок сопровождения группы детей. Так, у каждой двери в автобусе, в том числе у аварийного выхода, должен находиться сопровождающий. Один из сопровождающих назначается старшим и координирует действия водителя и других сопровождающих. При перевозке группы детей в междугородном сообщении организованной транспортной колонной в течение более трех часов должно быть обеспечено присутствие медицинского работника. В случае использования для перевозки группы детей двух и более автобусов, медицинский работник и старший ответственный за организованную перевозку группы должны находиться в автобусе, замыкающем колонну.

Передвижение организованных групп детей в ночное время – с 23.00 до 6.00 – допускается в исключительных случаях для доставки к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, а также до конечного пункта назначения или до места ночлега при незапланированном отклонении от графика движения. При этом после 23.00 расстояние перевозки не должно превышать 50 км.

Кроме того, установлено, что в случае нахождения детей в пути следования согласно графику движения более трех часов в каждом автобусе должны быть наборы пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды).

Руководитель организации или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) обеспечивает подачу заявки на сопровождение автобусов автомобилями подразделения Госавтоинспекции.