Виртуальная экскурсия по родному краю
Краеведческая программа
«Виртуальная экскурсия по родному краю»
для школьников среднего возраста
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Данная программа рассчитана на учащихся среднего школьного возраста. Программа составлена из расчета один академический час в месяц, в течение полутора лет. Данная программа направлена на расширение знаний учащихся о родном крае, развитие чувства патриотизма.
В ходе проведения мероприятий учащиеся познакомятся с историей Кемеровской области, растительным и животным миром, водными ресурсами Кузбасса. Узнают так же о памятниках истории и культуры, а так же совершат виртуальные путешествия по достопримечательностям Кемеровской области. Особое внимание уделяется изучению истории, культуры и природы родного края.
Цели программы:
1.Сформировать черты патриотизма и гражданственности.
2.Развить интерес к истории и культуре родного края.
Задачи программы:
1.Представить прошлое и настоящее Кемеровской области.
2.Познакомить с обычаями, традициями и духовной культурой проживающих в Кузбассе народов.
3.Представить учащимся культурное наследие Кемеровской области.
4.Познакомить с природными достопримечательностями, животным и растительным миром Кузбасса.
Основные направления: история, культура, природа.
Формы проведения занятий: уроки, слайд-беседы, интерактивные игры, виртуальные экскурсии.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «малой родины» - к систематизированному знанию о родном крае.
Режим занятий: Занятия проводятся каждый месяц по 40-45 минут.
Основными источниками при разработке краеведческой программы «Виртуальная экскурсия по родному краю» стали следующие источники:
Библиографическое описание:
1. Балибалов, И. А. Кемерово: вчера, сегодня, завтра. - Кемерово, 1982.-144 с.
2. Города Кузбасса.Т1. - Кемерово, 2002.-224 с.
3. Куприянов, А., Манаков, Ю. Природа Кузбасса, или приключения зеленого кузнечика Кузи. - Кемерово, 2004. - 72 с.
4. Лаврина, В. История Кузбасса в рассказах для детей. - Кемерово, 2-4.-80 с.
5. Соловьев, Л. И. Краеведческие игры: учебное пособие. - Кемерово, 1998-408 с.
№ П/п |
Название мероприятия, форма |
Сроки проведения |
I учебный год (январь – май 2018 года) |
||
1. |
«Кузбасс – сердце России»: слайд-беседа, посвященная 75-летию Кемеровской области |
Январь |
2. |
«Есть много городов на свете, но наш такой один»: виртуальная экскурсия по памятным местам старого и нового г.Кемерово + интерактивная игра «Я - кемеровчанин» |
Февраль |
3. |
«Природа Кузбасса, или Приключения зеленого кузнечика Кузи»: виртуальная экскурсия по карте Кемеровской области + интерактивная игра «Природа Кузбасса» |
Март |
4. |
«Лекарственные растения Кемеровской области» + мастер-класс по изготовлению куколки-оберега «На здоровье» |
Апрель |
5. |
«Земля Кузбасская талантами богата»: слайд-беседа о выдающихся людях Кемеровской области |
Май |
Мероприятия для летней программы 2018 года |
||
6. |
«Знаменитые люди Кузбасса»: краеведческое настольное лото |
Июнь |
7. |
«Азбука города»: игра-путешествие по городу Кемерово |
Июль |
8. |
«Восемь чудес Кузбасса»: интерактивная электронная викторина |
Август |
II учебный год (сентябрь 2018 - май 2019 года) |
||
9. |
«Кемерово через столетие»: слайд-беседа, посвященная 100-летию г. Кемерово + мастер-класс «Я рисую город» (открытка-раскраска с достопримечательностями города Кемерово) |
Сентябрь |
10. |
«Актеры из Кузбасса в кино»: интерактивная электронная викторина+м/к «Кинолента» |
Октябрь |
11. |
«Что значит Имя в улице твоей?»: слайд - беседа о людях, в честь которых названы улицы г. Кемерово |
Ноябрь |
12. |
«Новогодние традиции разных стран»: слайд-беседа + конкурс «Веселая чепуха» |
Декабрь |
13. |
«Имена на мемориальных досках города Кемерово»: виртуальное путешествие по мемориальным доскам |
Январь |
14. |
«Познавательная история о «горящем сердце» Кузбасса»: слайд-беседа по памятникам Кемеровской области, посвященным шахтерам, шахтерскому труду |
Февраль |
15. |
«По тропинкам Кузбасса»: слайд-беседа о животных Кузбасса |
Март |
16. |
«Верю, Не верю»: игра-путешествие по карте Кемеровской области |
Апрель |
17. |
«Кузбасс – воин, Кузбасс – труженик»: слайд-беседа к 9 мая + мастер-класс «Военная открытка» |
Май |
Мероприятия для летней программы 2019 года |
||
18. |
«Рифмоплеты»: познавательно-игровое занятие. Играем в поэтов и писателей, составляем стихи и буриме, проза на одну букву. |
Июнь |
19. |
«Города Кузбасса»: настольная краеведческая игра |
Июль |
20. |
«Уголь – сказочный родник»: урок –сказка о том как добывают уголь и что из него делают |
Август |
Контактные данные:
Телефон: (3842)36-69-33 (отдел страноведения и краеведения)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Смотрова Вера Геннадьевна ( 8-951-179-1676)
Основы информационной культуры личности
Программа
«Основы информационной культуры личности»
Цель программы: подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества.
Задачи:
1. Обучить освоению рациональных приёмов и способов самостоятельного ведения, поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
2. Научить правилам поведения в новом информативном обществе, сформировать информационное мировоззрение.
3. Подготовить обучающихся к практическому использованию технологий подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и исследовательской работы.
Данная программа предусматривает постепенное накопление и углубление знаний о книге, библиотеке, электронных источниках информации.
Тематический план курса
Младшие классы
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура
ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ
История письменности.
Русская рукописная книга.
Библиотеки: история и современность.
Безопасная Интернет-Вселенная.
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения
ЧТО МОЖЕТ КНИГА РАССКАЗАТЬ О СЕБЕ
2.1. Структура книги. Справочный аппарат книги.
2.2. Периодические издания.
2.3.Адресный, тематический поиск и алгоритм его выполнения.
2.4. Справочные издания: знакомство со справочной литературой. Игра.
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ НАЙТИ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ
3.1. Текст, его характеристика.
Раздел IV. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы
СОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОДУКТА
4.1.Делаем все по плану.
4.2.Сочинение, рассказ, письмо: их особенности.
4.3. Итоговая игра.
Средние классы
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура
1.1. Понятие информационное общество, информационные революции, информационный взрыв, информационный кризис, информационная культура.
Входное тестирование.
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения
2.1. Библиотека как информационно-поисковая система.
2.2. Алгоритмы поиска информации (адресный, фактографический, тематический поиски). Библиографическое описание (библиографическое описание на книгу, аналитика).
2.3. Тематический поиск.
2.4. Интернет: поисковые системы и сервисы.
2.5. Безопасный Интернет.
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации
3.1. Использование аппарата издания в ходе аналитико-синтетической переработки информации.
3.2. Текст как объект аналитико-синтетической переработки информации.
3.3. Критический анализ текста.
3.4. Технология подготовки планов на готовый текст.
3.5. Анализ определений как основа понимания текста.
Раздел IV. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы
4.1. Технология подготовки доклада (выступления).
4.2. Технология подготовки реферата. Критический анализ рефератов в Интернете.
4.3. Технология подготовки презентации.
Итоговое тестирование.
Контактные данные:
36-42-90 - отдел справочно-библиографического обслуживания и электронных ресурсов
Смольникова Валентина Петровна, заведующая отделом
Божик Оксана Леонидовна, ведущий библиограф
Прикосновение к прекрасному
Просветительская программа по нравственно-эстетическому воспитанию
для учащихся младшего и среднего школьного возраста
«Прикосновение к прекрасному»
Эстетическое развитие – одно из важнейших направлений в воспитательной работе современной школы. Психологи утверждают, что соприкосновение ребенка с красотой обостряет все чувства, делает его более чутким к окружающей жизни, создает реальный настрой и хорошее настроение. Эстетическое воспитание – это воспитание красотой.
Цели и задачи программы «Прикосновение к прекрасному» - воспитание личности, направленное на развитие в ребенке стремления к прекрасному, гармоничному, возвышенному. Научить чувственному переживанию и познанию прекрасного в окружающем его мире, умению привносить прекрасное в свою и окружающую жизнь. Сформировать у ребенка потребность в общении с прекрасным – это прежде всего научить их эмоциональной чуткости, бесконечному богатству красок, звуков и форм окружающего мира. Познакомить детей с произведениями искусства музыкой, живописью, литературой, кино и чтобы в конечном результате общение с литературой и искусством стало нормой жизни для современного школьника.
Эта программа может быть полезна преподавателям МХК, педагогам дополнительного образования, а так же педагогам, организующим внеклассные часы, с целью расширения кругозора детей. Программа рассчитана, в основном, на дошкольников, младших школьников и школьников среднего звена.
Темы занятий программы условно разбиты на тематические блоки.
В разных странах побываем
1. Величественное государство на берегах Нила. Древний Египет
2. Земля загадок и чудес – Индия
3. Знойное сердце Испании
4. Золотое кольцо России
5. Из простой бумаги мастерим, как маги. Искусство модульного оригами
6. Музеи мира. Лувр
7. Путешествие в Древний Китай
8. Семь чудес света
9. Страна восходящего солнца – Япония
10.Тайны племени Майя
Народные промыслы России
1. Голубая сказка Гжели
2. Городецкая роспись
3. Золотая Хохлома
4. Палехская роспись
5. Поэзия народного костюма
6. Птицы древних сказаний
7. Русская глиняная игрушка
8. Русская деревянная игрушка
9. Русские народные инструменты
10. Цветы на подносе (Жостовская роспись)
Живопись
1. Живые цветы - Бабочки (Слайд-шоу, знакомство с техникой монотипии)
2. Земли родной минувшая судьба. Творчество Василия Верещагина
3. Иван Константинович Айвазовский
4. Кемеровская роспись
5. Космос глазами художника
6. Cats – кошки
7. Краски настроения
8. Краски осени
9. Миры Фэнтези
10. На поле Куликовом
11.Они рисуют ваши книги. Художники-иллюстраторы
12.Осенние листья (изучение техники пастели)
13. Певец русской истории. Василий Суриков
14. Приглашает Третьяковка (Путешествие по залам Третьяковской галереи)
15. Радуга – радости дуга (Изображение радуги в творчестве художников)
16. Рисуя образ твой прелестный
17. Светлые вестники (Ангелы в искусстве)
18. Сказки и былины Виктора Васнецова
19. Содружество муз
20. Что такое орнамент?
Сказки о художниках
1. Сказка о волне и художнике (Творчество Айвазовского)
2. Улыбка моя, где ты? (Творчество Леонардо да Винчи)
Музыка
1. Владимир Шаинский и его песни
2. Волшебные звуки сказки: знакомство с балетом
3. И высота, и звонность, и пространство. Колокольные звоны России
4. Музыка, звучащая с полотен
5. Музыка звучит с экрана (музыка из известных детских фильмов и мультфильмов)
6. Я вернусь!.. Вечер-портрет, посвященный творчеству Игоря Талькова
Музыкальные сказки
1. Музыкальные сказки Чайковского. Лебединое озеро. Спящая красавица.
2. Музыкальные сказки Чайковского. Щелкунчик
3. Тайна запечного сверчка. Маленькая сказка о Моцарте
Праздники
1. Богатыри земли русской (День былинного богатыря Ильи Муромца – 1 января)
2. В стране Хохотании (1 апреля)
3. Да здравствует чистое слово! (День славянской письменности и культуры)
4. Птица материнской любви (День матери, слайд-программа)
5. Рождественская звезда (театр – вертеп)
6. Рождественская сказка
7. Свет дальних миров (День космонавтики)
8. Учитель, перед именем твоим… (День учителя)
Театр и кино
1. Волшебный мир Уолта Диснея
2. Всю жизнь я играю в куклы (история театральных кукол разных стран, театр С.В. Образцова)
3. Георгий Францевич Яга: киновернисаж Георгия Милляра
4. Первый киносказочник. Киновикторина по сказкам А.Роу
5. Ромео и Джульетта в творчестве Бродского и Прокофьева
6. Театр на экране
7. Я, конечно, вернусь (Творчество Владимира Высоцкого)
Нравственность
1. Во славу Отечества
2. Чтобы помнили: война в творчестве художников
3. Вредные привычки
4. Встречи с Маленьким принцем
5. Любовь все побеждает
6. Песни в граните
7. Песни, рожденные в боях
8. Помнить сердце велит
9. Эти песни пели на войне
10. История праздников 23 февраля и 8 Марта
Игровые программы
1. В стране вежливых наук: турнир вежливых и находчивых
2. В царстве Берендея: познавательно-развлекательная программа по экологии
3. Веселые старты в мире искусства: веселые соревнования в мире искусства
4. Волшебный мир Уолта Диснея: слайд-викторина
5. Джунгли зовут: эко-игра
6. Звездный час: игра, посвященная дню космонавтики
7. Игровое шоу по сказкам Г.Х. Андерсена
8. Лесное пятиборье: познавательная эко-игра
9. Осень. Жилища. Строительство домиков для трех поросят. Инсценировка сказки
10. Путешествие по страницам журнала «Мурзилка»
11. Сказочный Олимп: веселые соревнования в сказочном мире
12. Угадай мелодию: музыкально-развлекательное шоу
13. Что? Где? Когда? игра по сказкам
14. Что? Где? Когда? игра по сказкам по сказкам А.С. Пушкина
15. Эти забавные животные: игра о братьях наших меньших
Периодически программа пополняется новыми занятиями. При необходимости специалисты подготовят тему, которая отсутствует в перечне.
Занятия по программе платные. Стоимость занятия в здании библиотеки (ул. Арочная 21а, актовый зал) – 30р., выезд на территорию школы 50р.
Контактные данные:
36-72-97 - отдел эстетического развития детей и подростков
8-903-944-13-16, Беляева Ирина Викторовна
8-960-934-81-84, Люст Валентина Федоровна
Родина – мой город молодой
Краеведческая программа
«Родина – земля моя Кузнецкая, Родина – мой город молодой»
для детей среднего школьного возраста
Культура, природа родного края должны войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Рассказывая ребенку о природе, истории, культуре малой родины, предлагая ему краеведческую литературу, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности.
2018 год – год 75-летия Кемеровской области и 100-летия города Кемерово. Данная краткосрочная программа направлена на привлечение внимания к этим датам, знакомство с краеведческой литературой и распространение знаний о малой родине.
Программа ориентирована на детей среднего школьного возраста (11-14 лет), составлена из расчета один академический час в месяц и реализуется в течение юбилейного года.
Цели создания программы:
- привлечение внимания к юбилею Кемеровской области и города Кемерово;
- распространение знаний о крае (природе, истории, людях, традициях)
Задачи программы:
- разработка занятий по темам программы;
- проведение занятий;
- знакомство с печатными и электронными ресурсами о Кемеровской области
Формы проведения занятий: уроки, обзоры, слайд-путешествия, виртуальные экскурсии, фото-экскурс
Режим занятий: Занятия проводятся каждый месяц в течение одного года по 40-45 минут.
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
(Симонов, стихотворение «Родина»)
Название мероприятия, форма |
Сроки проведения |
II полугодие 2018 учебного года |
|
«Кузбасс – России славный край»: краеведческая панорама (экскурс в историю и настоящее Кемеровской области + выставочная экспозиция), посвященная юбилею области и города (если выезд, то вместо выставки мастер-класс) |
январь |
«Поэзия добра и света…» (к 100-летию поэта В.Д. Федорова): поэтическая композиция + выставка-персоналия + интерактивная викторина |
февраль |
«Лукавую дудочку выстрогал и песню по свету пустил…» (к 85-летию со дня рождения): литературная композиция по творчеству поэта И. Киселева + интерактивная выставка-плакат |
март |
«Космические дали Кузбасса»: час интересных знаний о космонавтах А. Леонове и Б. Волынове + рисунки детей «Рисуем космос» |
апрель |
«Память в камне и бронзе»: виртуальная экскурсия по памятникам города Кемерово, посвященным ВОВ + диалог «Памятник рядом с моим домом…» |
май |
Летняя программа |
|
«Ах, чего только не было с нами!»: фото-экскурс в историю города + кьюр-код или слайд-викторина; «Ростки забытых поверий (шорские сказки)»: литературное путешествие + отгадай шорские загадки, составь пословицу, учим несколько слов на шорском языке |
июнь |
«Берегите землю, берегите!»: час экологии по станицам Красной книги Кемеровской области + рисуем животных или растения из Красной книги; «Кемерово от А до Я»: игра-алфавит |
июль |
«Я шагаю по Кузбассу» (путешествие по шахтерским городам): слайд-путешествие; «Имя нашего края – Кузбасс»: викторины, кроссворды, загадки |
август |
I полугодие 201 учебного года |
|
«Горжусь по праву тем, что я твой житель» (г. Кемерово в стихах кузбасских поэтов, посвященных 100-летию города): лирический обзор + слайд-викторина «Узнаю город» (узнай место или объект в городе Кемерово по поэтическим строчкам) |
сентябрь |
«Одной рукой узла не завяжешь (о сотрудничестве Кузбасса и Белоруссии)»: познавательный час |
октябрь |
«Узнаю свой город…»: по станицам книги Р.Э. Кеннелл «Товарищ Костыль» (о жизни Р.Э. Кеннелл, история создания книги; чтение отрывков из книги, в которых описаны места города Кемерово 20-х годов прошлого века, узнаваемые в настоящее время) + слайд-викторина «Прочти наш город, как дневник» (к 125-летию со дня рождения Р.Э Кеннелл и 10-летию издания книги в России) |
ноябрь |
«Семь чудес Кузбасса»: слайд-путешествие + словесная головоломка |
декабрь |
Контактные данные:
36-69-33 - отдел страноведения и краеведения
Гусева Любовь Александровна, ведущий библиотекарь